Сколько российские регионы заплатили за войну
Мобилизация удвоила региональные расходы на «спецоперацию» в Украине. Но судя по выделенным суммам, властям удалось мобилизовать меньше людей, чем требовал Путин
19 октября президент Владимир Путин поручил главам регионов поддержать мобилизованных и их семьи. Как выяснили «Важные истории», субъекты выделили на обеспечение мобилизованных как минимум 12,8 миллиарда рублей, а всего на поддержку войны в Украине — более 22 миллиардов. Это сравнимо с расходами небольшого региона за год. Рассказываем, как война продолжает вытягивать деньги из российских провинций.
Мобилизовали меньше, чем планировали?
Еще до поручения Путина власти некоторых регионов объявили, что выплатят мобилизованным и их семьям единовременное пособие. Чиновники устанавливают его размер самостоятельно — например, от 50 тысяч рублей в Костромской области до 300 тысяч в Сахалинской. Это самая крупная статья расходов, связанных с мобилизацией. Нам удалось найти такие траты в 26 областях, в сумме они заложили на это 11 миллиардов рублей.
Выделенных денег не хватит на всех мобилизованных, которых планировали отправить на фронт. Это может свидетельствовать о том, что принудительная мобилизация прошла не так успешно, как рассчитывали власти (иначе пришлось бы предположить, что недостающее финансирование поступает из каких-то не раскрываемых источников или что власти прямо предусматривают недоплату обещанных денег мобилизованным людям).
Например, Калужская область выплачивает каждому мобилизованному по 100 тысяч рублей, в бюджете на это предусмотрено 131,8 миллиона рублей. Таким образом, этих денег хватит на выплаты 1318 мобилизованным. Это в два раза меньше, чем планировалось: военком Калужской области заявил, что в регионе хотели призвать более 2500 человек.
В Смоленской области заложенных денег хватит лишь на 800 мобилизованных, в Тамбовской — на 947 человек. Это в несколько раз ниже и планов властей, и оценок независимых СМИ. По словам военкома Тамбовской области, в регионе должны были призвать около 1 % находящихся в запасе (1600 человек, а денег хватает на 947), а «Медиазона» на основе данных о регистрации брака подсчитала, что в Смоленской области мобилизовали 1800 человек (денег хватает на 800).
Судя по данным о выплатах, с «частичной мобилизацией» успешно справились в Иркутской области. Регион выделил на выплаты 540 миллионов рублей, этого достаточно для 5400 мобилизованных при плане в пять тысяч человек. Также заявленное число призывников должны были набрать в Адыгее, Марий Эл, Мурманской и Саратовской областях.
В нормативных актах, которые устанавливают порядок единовременной выплаты, указано, что такие пособия положены всем мобилизованным, проживающим в регионе. Некоторые субъекты просят мобилизованных написать заявление о выплате, другие выплачивают деньги без заявления — на основании списков от военкомата. Таким образом, заложенных в бюджете региона средств должно хватить на всех, кого решили отправить на войну.
Однако объем выделенных денег может не отражать реальность: власти могут указывать цифры «из головы», чтобы успокоить местных жителей или впечатлить Кремль, считают опрошенные «Важными историями» эксперты. Регионы рассчитывают, что проверять расходование этих средств пока никто не будет, а со временем они смогут получить помощь из федерального бюджета и закрыть дыры.
Уже сейчас по всей стране мобилизованные жалуются на проблемы с выплатами. Новобранцы из Чувашии устроили из-за этого бунт и потребовали обещанные Владимиром Путиным 195 тысяч рублей. Власти республики не назначали мобилизованным единовременную выплату, вместо денег им должны частично компенсировать расходы на проведение газа, обеспечить бесплатное питание для детей и другие льготы. Губернатор Олег Николаев заявил, что из бюджета региона на это выделено 400 миллионов рублей, однако министр финансов республики опроверг эту информацию: по его словам, у региона есть лишь 100 миллионов. По данным портала «Электронный бюджет» на 1 ноября, в бюджете Чувашии нет отдельных статей расходов, связанных с мобилизацией.
После публичных скандалов мобилизованным иногда удается добиться выплат от региона. В Омской области новобранцы записали видео с жалобами на отсутствие денег и трудности с предоставлением кредитных каникул, после чего губернатор региона Александр Бурков заявил, что власти не смогли назначить мобилизованным пособия «с учетом определенных проблем с бюджетом». По его словам, дефицит областного бюджета составил более 13 миллиардов рублей, а чиновники не понимают, за счет чего выплачивать зарплату.
Затем Омская область все же выделила 300 миллионов рублей — по 100 тысяч каждому призванному. Правда, выплачивали деньги медленно: по данным на 22 октября, регион израсходовал только 28,9 миллиона рублей, то есть выплаты получили лишь 289 мобилизованных (власти заявляли, что планируют отправить на фронт 1 % запасников, это 3172 человека. По подсчетам «Медиазоны», в регионе мобилизовали 8200 человек. По данным на 1 ноября, регион выделил на единовременные выплаты 700 миллионов рублей, этого хватит на 7 тысяч человек. — Прим. ред.). Губернатор заявил, что «был вынужден жестко поднять вопрос о задержках с выплатами мобилизованным омичам» и «дал 48 часов на решение вопроса». Спустя неделю сумма выделенных на выплаты средств выросла до 700 миллионов и 440 из них уже потрачены, показывает портал «Электронный бюджет». Таким образом, в регионе мобилизовали не менее 4400 человек.
Так же произошло и в Пермском крае: через два дня после недовольства мобилизованных губернатор назначил им единовременную выплату в 100 тысяч рублей, из краевого бюджета на это выделено 342,8 миллиона. Денег хватит на 3428 человек.
Миллионы на еду, прививки и экипировку
«Важные истории» обнаружили, что данные по расходам на мобилизацию опубликовали пока только 33 региона, в сумме они заложили на это 12,8 миллиарда рублей. Помимо единовременных выплат мобилизованным, регионы тратят деньги на горячее питание и обучение детей призывников, перевозку и медицинское обслуживание. Например, Владимирская область выделила 8 миллионов рублей на отправку мобилизованных в учебные части и на фронт, а Оренбургская планирует потратить 4,2 миллиона на то, чтобы сделать свежеиспеченным военнослужащим прививки против гепатита A, пневмококковой инфекции и брюшного тифа.
На экипировку, питание и размещение мобилизованных регионы тратятся неохотно. «Важные истории» неоднократно рассказывали, что власти не смогли нормально разместить людей и обеспечить их снаряжением: гражданам приходилось покупать форму на свои деньги. Это же подтверждают опубликованные финансовые данные: о расходах на эти цели сообщили только три субъекта. Так, Орловская область будет выдавать мобилизованным вещевые наборы, на их закупку уйдет 32 миллиона рублей. За счет региона мобилизованные получат рюкзак, камуфляжный костюм, сапоги, наколенники, термобелье, носки, средства гигиены, фонарик, мультитул и жгут для остановки крови, а также спальный мешок.
Иркутская область заложила на «приобретение вещевого имущества» 101,8 миллиона рублей, а власти Саратовской области выделили 99,8 миллиона на питание и «оснащение техникой и материальными средствами пунктов сбора мобилизованных». При этом жители Иркутской области неоднократно сообщали, что их заставляют отдавать часть зарплаты на поддержку мобилизованных, а сами призывники жаловались на плохие условия размещения и питания: по их словам, им приходилось спать на лестницах и есть сухую гречку.
Некоторые регионы не выделяют расходы на экипировку в отдельные статьи. Вещи для мобилизованных закупали власти Марий Эл, Калмыкии, Вологодской области и других регионов, при этом в их бюджете соответствующие расходы не указаны. Также госконтракты на покупку обмундирования заключал Ставропольский край. В бюджете региона предусмотрено почти 680 миллионов рублей на «реализацию мероприятий, связанных с призывом граждан на службу по частичной мобилизации», однако не сказано, какая часть этой суммы пойдет на оснащение мобилизованных, а какая — на другие нужды.
Затраты на войну — как бюджет небольшого региона
Война продолжает вытягивать деньги из региональных бюджетов. «Важные истории» уже рассказывали, как субъекты РФ тратились на воюющих в Украине еще до объявления мобилизации: на компенсации семьям погибших и поддержку добровольцев и контрактников ушло почти пять миллиардов рублей. К ноябрю эти траты достигли 9,7 миллиарда. Если сложить их с расходами на мобилизацию, получится, что только в 50 областях (где доступны данные) местные власти потратят на войну как минимум 22,6 миллиарда рублей — и это без учета расходов на восстановление захваченных территорий, которые тоже возложили на регионы. Эти деньги сопоставимы с бюджетом небольшого российского региона: Калмыкия потратила за весь 2021 год 22,3 миллиарда.
Очевидно, что это не все деньги, которые российские регионы тратят на войну. Нам удалось найти такие расходы только в 50 субъектах, остальные не выделяют связанные с мобилизацией траты в отдельные статьи. На самом деле цена войны для регионов гораздо выше: большая часть этих расходов спрятана в других статьях, и понять их реальную величину сложно, объясняют опрошенные «Важными историями» эксперты.
По их словам, эти 22,6 миллиарда рублей — не много в масштабах всей страны: совокупные расходы регионов за год достигают 17 триллионов. Однако субъектам может быть сложно найти дополнительные деньги самостоятельно. Финансирование мобилизации — непредвиденные расходы, на которые местные власти не рассчитывали. Они надеются на компенсации из федерального бюджета, но Москва пока не объявляла о централизованной поддержке регионов, по крайней мере публично.
В ожидании помощи из центра субъекты ищут нужные на мобилизацию средства всеми возможными способами. Некоторые в добровольно-принудительном порядке собирают деньги на войну с сотрудников местных предприятий и администрации — такие затраты подсчитать сложно. Например, в Хабаровском крае бюджетников заставляют жертвовать на нужды воюющих в Украине от двух до шести тысяч рублей, а госслужащим в Тульской области за отказ жертвовать угрожают увольнением. В Забайкальском крае о необходимости пожертвований прямо заявили местные власти. По словам вице-председателя краевого правительства Татьяны Цымпиловой, все культурные учреждения региона «переходят с развлекательного формата на нравственно-патриотическое воспитание», а их сотрудники должны будут отдавать однодневный заработок на военные нужды.
Помимо этого, деньги тратят из резервных и внебюджетных фондов. Губернатор Курской области Роман Старовойт заявил, что общие расходы региона из бюджетных и внебюджетных источников на «связанные с СВО цели» превысили миллиард рублей. По словам главы Ставрополья Владимира Владимирова, только на мобилизацию край потратил больше 2,2 миллиарда рублей.
Еще один способ найти дополнительные средства — сэкономить. Каждый третий субъект уже принял решение сократить траты на новогодние праздники ради помощи мобилизованным, подсчитал «Коммерсантъ». Мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил, что благодаря этому город сможет выделить еще 25 миллионов рублей на поддержку воюющих в Украине и их семей. Глава Коми Владимир Уйба ради закупки экипировки решил сэкономить на социальных и медицинских нуждах. Позже пресс-служба правительства республики пообещала, что социальные обязательства перед жителями будут выполнены в полном объеме.
Пока регионы пытаются наскрести средства на поддержку мобилизованных, в федеральном бюджете достаточно денег для затяжной войны. «Важные истории» объясняли, что у России пока хватает средств на ведение боевых действий: военные расходы увеличились, но не катастрофически, а бюджет до сих пор в профиците, несмотря на санкции и снижение цен на нефть. Однако в перспективе траты продолжат расти, а правительство будет сокращать расходы на неприоритетные статьи. Это значит, что получить дополнительные деньги из бюджета регионам будет сложно.