«Либо регионы не выплатят деньги и это вранье, либо эти деньги просто не попадут в руки к добровольцам»

Региональные власти выделили на поддержку отправленных в Украину военных миллиарды рублей. Эти траты показывают: потери российской армии выше известных ранее, а скрытая мобилизация не удалась

Дата
12 сент. 2022
«Либо регионы не выплатят деньги и это вранье, либо эти деньги просто не попадут в руки к добровольцам»
Фото: AP / Scanpix / LETA

В мае президент Владимир Путин поручил регионам поддержать воюющих в Украине солдат и их семьи. Местные власти не заставили себя ждать: «Важные истории» обнаружили, что на поддержку военнослужащих из региональных бюджетов было спешно выделено как минимум пять миллиардов рублей. Рассказываем, о чем говорят эти расходы.

Погибших больше, чем в открытых источниках

Регионы отдельно не отчитываются о тратах на поддержку военных в Украине, однако эти данные можно найти на портале «Электронный бюджет». По состоянию на 8 сентября (здесь и далее все расчеты приведены по данным на 8 сентября. Мы не учитывали уже существующие меры поддержки военных и брали только те, которые были введены специально для участников войны в Украине.Прим. ред.) мы нашли такие расходы в 33 регионах. В сумме они заложили на это 4,8 миллиарда рублей. Эти деньги предназначены на компенсации раненым и семьям погибших военных, пособия для детей военнослужащих, а также разовые выплаты тем, кто решил заключить контракт после начала войны в Украине. Регионы самостоятельно назначают меры поддержки для военных, поэтому размер выплат и набор льгот в субъектах отличается.

Наиболее крупная статья расходов — 4,2 миллиарда рублей — это компенсации семьям погибших. 85 % этих средств уже израсходовано. Эти траты подтверждают, что на войне в Украине погибло больше военнослужащих, чем мы видим в открытых источниках. Так, в Московской области число погибших может быть в полтора раза выше. Каждая семья получает от региональных властей по три миллиона рублей, а всего на эти выплаты ушло 198 миллионов. Таким образом, в Московской области погибли не менее 66 военнослужащих, тогда как публично сообщалось только о 47 умерших из региона.

В некоторых субъектах ситуация обратная: власти выделили меньше денег, чем нужно на выплаты родным всех погибших в регионе. Например, Саратовская область заложила на это 34 миллиона рублей. Этого хватит лишь на 34 семьи, тогда как «Важные истории» подтвердили гибель не менее 122 уроженцев региона. Выделенные суммы могут не отражать реальность и показывают лишь то, что регионы хотят угодить федеральному центру, говорит военный эксперт Павел Лузин: «Это бюрократическая имитация, никакой системной работы за этим не стоит. Региональные власти пытаются как-то выслужиться, но сами не понимают как. Они просто думают, что бы такого сделать, чтобы в Кремле похвалили. Губернаторы смотрят друг на друга и повторяют: все побежали и я побежал».

Скрытая мобилизация проходит плохо

Еще одна статья расходов — выплаты тем, кто решили заключить контракты уже после начала войны в Украине или пошли добровольцами в именные батальоны, которые создают как минимум в 20 регионах. «Важные истории» обнаружили такие траты в бюджетах 13 регионов, в сумме они выделили на это 368,3 миллиона рублей. Эти деньги расходуются плохо: субъекты потратили лишь треть средств (132,4 миллиона), заложенных на выплаты новым контрактникам. Та же Саратовская область выделила на это 87 миллионов рублей, — в 2,5 раза больше, чем на выплаты семьям погибших военных — а потратила только 26 миллионов. Это может говорить о том, что люди идут на войну не так охотно, как хотелось бы властям.

Подпишитесь на рассылку «Важных историй»
И узнавайте, как в России тратят бюджетные деньги на войну

«Люди не поддерживают войну и не хотят идти умирать. Провален даже призыв — треть недобрали. В те же добровольцы набирают людей до 60 лет, это значит, что желающих нет вообще. Идут десятки, может быть, пара сотен человек на регион. Это тоже бюрократическая имитация, регионы пытаются выслужиться: посмотрите, мы набрали добровольцев, отправили под флагами», — объясняет Павел Лузин. 

Относительно успешно мобилизация проходит в Калмыкии: регион заложил на выплаты добровольцам 990 тысяч рублей и почти все эти деньги потратил (960 тысяч). Каждому добровольцу из Калмыкии полагается по 30 тысяч рублей — таким образом, властям удалось привлечь на службу 32 человека. В Ульяновской и Иркутской областях потратили больше 70 % средств, предназначенных для свежеиспеченных контрактников. Исходя из размеров этих выплат, в Ульяновской области записались на войну от 115 до 350 человек, в Иркутской — 148 человек. Если верить данным о расходах бюджета, Орловская область перевыполнила план по набору контрактников: регион предусмотрел на единовременные выплаты 10 миллионов рублей, а потратил уже более 14 миллионов. Этих денег хватит на 142 человека.

При этом добровольцы не раз жаловались на задержку положенных выплат. Например, бойцы батальона «Атал» из Чувашии обратились к главе республики и рассказали, что не получили ни единовременную выплату в 200 тысяч рублей, ни суточные. Спустя почти две недели власти региона заявили, что начали выплачивать обещанные деньги, при этом выплату разбили на две части. Сейчас в бюджете Чувашии на эти цели предусмотрено 26,4 миллиона рублей, израсходовано лишь 5,3 миллиона.

На отсутствие выплат жаловались и добровольцы батальонов «Южноуралец» и «Южный Урал» из Челябинской области. «Скоро отправимся на Украину, а выплат так и нет. Рядом с нами базируются другие региональные батальоны — из Башкирии, Московской области. Они всё получили. Военнослужащие из Башкирии говорят, что им перевели по 200 с лишним тысяч — вне зависимости от того, сколько они находятся на обучении. Кроме того, у них постоянно делегации. О них заботятся, питанием дополнительным снабжают. Про нас же забыли абсолютно», — рассказывал один из челябинских добровольцев изданию «74.ру».

После этого власти назначили им единовременную выплату в 150 тысяч рублей. Регион еще не отчитался о расходах по этой статье.

Обещанные выплаты вряд ли дойдут до получателей, считает Павел Лузин: «Ни один контрактник не может получать больше денег, чем другой. Такие перекосы невозможны, они деморализуют. Представьте себе: сидят военные на позициях с февраля — те, кто выжил и остался с руками и ногами. Они получают в лучшем случае 120 тысяч. И тут к ним приходит доброволец, который ничего не умеет, все забыл, а ему заплатили в три раза больше. Либо регионы не выплатят деньги и это вранье, либо эти деньги просто не попадут в руки к добровольцам: их отберут сослуживцы и офицеры».   

Расходы на поддержку военных будут расти

Региональным властям придется потратить на поддержку воюющих в Украине гораздо больше, чем 4,8 миллиарда. Если учитывать только единовременные выплаты семьям погибших в этой войне (такие назначены в 67 регионах), расходы бюджетов уже должны превысить шесть миллиардов рублей — и это без учета компенсаций раненым, детских пособий и выплат за заключение контракта.

Любые внеплановые расходы — это проблема для региональных бюджетов, говорит Павел Лузин: «Сто с лишним миллионов рублей регион найти сможет — есть резервные фонды, есть непотраченные остатки. Но бюджеты уже сверстаны, а тут вдруг появляются дополнительные расходы. Плюс непонятно, что будет с налоговыми поступлениями. Губернаторы не понимают, откуда им брать деньги, и что-то придумывают: мы сколько-то выделим, чтобы продемонстрировать поддержку. А там как фишка ляжет: может, федеральный бюджет что-то подкинет или у Путина получится перемирие заключить».

«Сколько будет нужно, столько и найдем — с других статей перенесем, если нужно. Может, 100–200 миллионов, может, больше».
Олег Кожемяко,
губернатор Приморского края — о расходах на выплаты воюющим в Украине

Чтобы найти деньги на выплаты отправленным в Украину военным, власти готовы сокращать расходы бюджетов по другим направлениям. «Сейчас точно сложно сказать, сколько денег на это [поддержку воюющих в Украине и их семей] потребуется. Сколько будет нужно по мере необходимости, столько и найдем — с других статей перенесем, если нужно. Может, 100–200 миллионов, может, больше», — заявил губернатор Приморья Олег Кожемяко.

Еще один способ найти дополнительные средства на выплаты военным — увеличить размер резервного фонда региона, из которого в основном финансируются эти расходы. Так хотят поступить в Севастополе: в конце августа местные власти заявили, что резервный фонд правительства Севастополя будет увеличен почти в 10 раз — до одного миллиарда рублей.

За две недели до этого регион отчитался о расходах резервного фонда за шесть месяцев 2022 года. Половина всех средств фонда — 60 миллионов рублей — были выделены на выплаты семьям погибших в Украине военнослужащих. Этих денег хватит на компенсации для семей 60 погибших. При этом на 8 сентября было известно лишь о 28 военных из Севастополя, умерших на этой войне.

Наконец, в поисках дополнительных денег региональные власти могут добровольно-принудительно собирать деньги с госслужащих, говорит Павел Лузин: «Будут раскулачивать бюджетников. Уже есть случаи, когда им предлагали оформить добровольный взнос на помощь детям Донбасса из своей зарплаты. Здесь первопроходцем был Рамзан Кадыров, когда с зарплат всех чеченцев процент уходил в фонд Ахмата Кадырова. Сейчас эта практика будет расширяться, потому что денег у бюджетов немного».

Редакторка: Алеся Мароховская