Донбасс отстроим, Россию — как-нибудь потом
Всероссийская кампания по восстановлению «освобожденных» районов Украины выглядит лицемерно не только потому, что Россия же их и разбомбила. Но и потому, что российские регионы-«спасители» сами нуждаются в восстановлении. Исследование «Важных историй»

В конце мая российские регионы начали «брать шефство» над оккупированными районами и городами Украины. Они обещают восстанавливать водопроводы, дороги, школы, больницы и другие социальные объекты, которые пострадали из-за начатой Россией войны. При этом в самих этих регионах достаточно проблем с инфраструктурой. Там россияне годами живут в аварийном жилье, ездят по разбитым дорогам, учатся и лечатся в зданиях без горячей воды, канализации и отопления.
Кто заплатит?
По подсчетам «Важных историй», об участии в программе восстановления сообщили как минимум 27 субъектов РФ.
Кто решает, кому что восстанавливать? По словам вице-премьера России Марата Хуснуллина, для восстановления Донбасса создан «специальный штаб». Скорее всего, он и решает. Например, губернатор Новосибирской области Андрей Травников сообщает: «Федеральным оперативным штабом определен муниципалитет в Луганской народной республике, за которым закреплена Новосибирская область для оказания более адресной помощи и поддержки. Это Беловодский район». Похожая схема была использована еще восемь лет назад, когда Россия аннексировала Крым: тогда районы полуострова были распределены между российскими регионами для «методической и материальной помощи в обеспечении надлежащего функционирования объектов».
«Такой подход снимает ответственность с федерального правительства за восстановление территорий и позволяет все проблемы и недостатки списать на региональное руководство, — рассуждает политолог Иван Преображенский. — Точно так же Кремль это делал, например, во время ковидной эпидемии, когда вся ответственность за непопулярные меры тоже перекладывалась на плечи региональных руководителей».
И действительно, российские СМИ пестрят сообщениями, как именно тот или иной регион поможет Донбассу. Брянская область закупила коммунальную технику для «подшефного» города Брянка «за внебюджетный счет, в основном за счет неравнодушных предпринимателей». Челябинский урбанист Лев Владов заявил, что власти региона попросили местных застройщиков скинуться на восстановление Донбасса. Строителей для проведения работ ищут на «Авито» и в чатах сторонников войны, пишет телеграм-канал «@сибирьмедиа». Работать предлагают вахтовым методом и обещают платить от 89 тысяч рублей. В объявлениях указано, что безопасность рабочих обеспечивает «Российская Федерация», а всех кандидатов будет проверять ФСБ.
Но, конечно, никакой региональный бизнес с такой задачей не справится. Еще до войны в Совете Федерации оценивали затраты на восстановление Донбасса в 1,5 триллиона рублей за три года. Сейчас Минстрой только начал подсчитывать, во сколько обойдутся работы по восстановлению. Главным источником средств на содержание оккупированных территорий может быть только федеральный бюджет, из которого и сейчас идут основные средства на жизнь что Крыма, что Донбасса.
Это не значит, однако, что российские регионы ни при чем: если деньги из федерального бюджета уходят на Крым, Донбасс, Абхазию, Южную Осетию, то эти деньги не получают российские города и села. Притом что они сами долгие годы нуждаются в том, чтобы кто-то взял над ними «шефство» и заменил трубы, отремонтировал дороги, школы и больницы.
Дырявые трубы
Главы российских регионов обещают решить проблемы с ЖКХ в «подшефных» городах Луганской и Донецкой областей. При этом только у 26 % россиян не было проблем с ЖКХ в 2021 году, следует из опроса «Ромир».
По данным Росстата, в среднем по стране в замене нуждаются 44 % водопроводных, 45 % канализационных и 30 % тепловых сетей. И система ЖКХ продолжает деградировать: нужно каждый год заменять не менее 5 % труб с высоким износом, но меняется лишь 2 %.
В большинстве российских регионов, которые планируют восстанавливать города в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, ситуация с ЖКХ далека от идеальной.
Брянская область взяла «шефство» над городом Брянка Луганской области. «Главная, жизненно важная задача — стабилизировать ситуацию с водоснабжением. Из-за изношенности водопроводов постоянно происходят аварийные утечки, сейчас люди получают воду по графику», — говорит брянский губернатор. Но помощь с водоснабжением не помешала бы и самой Брянской области, где изношены 42 % водопроводных сооружений и где у 6,4 % семей в доме вообще нет источника водоснабжения.
Санкт-Петербург берет «шефство» над разбомбленным Россией Мариуполем. Но в самом Петербурге системы теплоснабжения, например, изношены на 42 %. Буквально за два дня до войны в дыру в асфальте, которая образовалась из-за прорыва труб отопления, провалился автомобиль. Водитель получил ожоги всего тела и погиб.
Власти Липецкой области будут готовить к отопительному сезону Володарский район ДНР. При этом в самой Липецкой области больше половины теплосетей ветхие — то есть их износ превышает 60 %.
Всё большему числу россиян услуги ЖКХ не по карману. Согласно опросу «Ромир», 19 % жителей страны считают тарифы ЖКХ неподъемными, а еще 50 % — просто высокими. По итогам 2021 года сумма, которую граждане и предприятия задолжали за услуги ЖКХ, составила рекордные 1,5 триллиона рублей.
Разбитые дороги
Российские регионы собираются восстанавливать в том числе и дороги на «освобожденных» территориях. Например, губернатор Курской области пообещал отремонтировать дороги в Первомайском районе ДНР, а правительство Алтайского края — в Славяносербском районе ЛНР.
При этом проблемы с качеством дорог в самих российских регионах не решаются годами. По данным Росстата на 2020 год, нормативным требованиям не отвечают 54 % дорог регионального значения и 47 % — местного. В 2019 году плохое состояние дорог стало причиной каждого третьего ДТП и смерти почти каждого третьего погибшего в этих ДТП.
В Магаданской области, которая будет помогать восстанавливать Ждановку в ДНР, 82 % региональных дорог не отвечают нормам, в Хабаровском крае, чьи власти возьмут «шефство» над Дебальцево, — 71 %.
Школы без канализации и отопления
Магаданская область обещает «вернуть вкус нормальной мирной жизни» детям Ждановки. Губернатор области Сергей Носов пообещал построить в городе детские спортивные площадки, восстановить школы и подготовить их к учебному году. При этом в самой Магаданской области больше половины школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте.
В общем на территории регионов-«восстановителей» в капитальном ремонте нуждаются 5 561 школьное здание. А в среднем по России — каждое четвертое; это больше 17 тысяч школьных зданий. Еще 526 школьных зданий находятся в аварийном состоянии, учиться в них опасно для жизни.
В Курской области, которая собирается взять «шефство» над Первомайским районом ДНР и подготовить его к зиме, в 2020 году каждое пятое школьное здание работало без центрального отопления. В Брянской области 121 школьное здание не имеет водопровода, 135 — канализации, 141 — центрального отопления.
Всего на территории регионов-«восстановителей» без центрального отопления обходятся больше 1000 школьных зданий, без канализации — около 800 (в каких условиях приходится учиться детям в российских школах, читайте в исследовании «Важных историй»).
Для расчетов мы брали данные Минпросвещения об оснащении государственных школ в городах и сельской местности за 2020 год. В статистику по регионам-«восстановителям» не вошли Ханты-Мансийский автономный округ и республика Чувашия, данных по ним нет.
Больницы без горячей воды
Российские власти сообщают о начале «масштабного строительства» в городах Донбасса. Среди «сотни объектов», которые планируют восстановить — многопрофильный медицинский центр в Луганске, который обещают укомплектовать самым современным оборудованием. О восстановлении больниц заявляют и главы российских регионов: Брянской, Воронежской, Липецкой областей.
При этом в России нуждается в капитальном ремонте почти четверть стационаров и пятая часть амбулаторных медучреждений. Кроме этого, в российских больницах есть проблемы с базовыми удобствами и особенно с горячей водой. Без нее работают больше полутора тысячи стационаров по всей России и почти пять тысяч медучреждений, где пациенты лечатся амбулаторно.
Дома в аварийном состоянии
Власти Сахалинской области собираются восстанавливать город Шахтерск в ДНР. При этом область входит в пятерку регионов с самой большой долей населения, проживающего в аварийном жилье: это 6 % от всех жителей региона, или 28 тысяч человек.
В Ханты-Мансийском автономном округе, который будет помогать городу Макеевке в ДНР «для скорейшего восстановления экономики, инфраструктуры, возвращения к мирному укладу жизни», 3 % населения ждет расселения из аварийных домов, а это 55 тысяч человек.
Всего в России в аварийных домах живет 1,3 миллиона человек. Это означает, что их жилье «создает угрозу жизни и здоровью»: зачастую им приходится выживать под гнилой крышей, с дырявым полом и без центрального отопления.
В то время как власти российских регионов обещают помочь ДНР в ближайшие месяцы, в самой России средний срок ожидания расселения с момента, когда дом признают аварийным, составляет восемь лет. Большинству жителей аварийных домов (60 %) приходится ждать расселения от семи до десяти лет (подробнее читайте об этом в исследовании «Важных историй»).
«Почему народу не радостно от показухи?»
Идею восстанавливать «освобожденный Донбасс» Россия позаимствовала у Запада, считает политолог Иван Преображенский: «Европейские страны, например Дания, Нидерланды, обещали восстановить отдельные города и регионы Украины после российского вторжения. По моим ощущениям, в России об этом услышали, и идея понравилась — сделать зеркально».
При этом жители регионов, власти которых будут восстанавливать Донбасс, не всегда этому рады. Вот какие комментарии, например, пишут местные жители под постом губернатора Ставрополья о восстановлении больницы в городе Антрацит (ЛНР).
«Очень хорошо, что помогаете, а как насчёт 3 больницы г. Ставрополя? Не хотите хотя бы клопов потравить?»
«Почему народу не радостно от показухи? Своей медициной заняться уже крайне необходимо. К врачам нет записи. Умудрилась как-то записаться к неврологу, она месяц не может направить в диагностику. Это как? В том числе с онкологическими диагнозами. К психологам тоже по полису не попасть, только беременным. Зато этим поголовно. Это что: беременность страшнее онкологии? Зато в луганских больницах марафет ринулись наводить».


«Молодцы, что помогаете, а своих можно просто игнорировать. Строили ФАП на хуторе Ташла и бросили, толком не начав. Зато в полуметре от дороги оставили глубокий ров с торчащей арматурой. Я к вам уже обращалась, но в ответ тишина. Как можно это расценивать, если не оставление в опасности?».
«Идея [перекладывания ответственности за восстановление на регионы], наверное, вызовет какое-то дополнительное недовольство среди жителей регионов, — считает Иван Преображенский. — Но российские регионы и без этого практически банкроты. Они не имеют собственных денег».
Редакторы: Алеся Мароховская, Максим Солюс