Замерзают ли европейцы без российского газа? И сколько россиян вынуждены топить дома дровами?
Отвечаем на главные вопросы об отоплении в России и в Европе
Российская пропаганда уверяет, что европейцы начали рубить деревья в парках на дрова и вот-вот замерзнут без российского газа. Тем временем в России газ есть, но для миллионов людей он недоступен, в регионах до трети населения с трудом оплачивают жилищно-коммунальные услуги, а тысячи людей еженедельно остаются без отопления из-за аварий.
Как в реальности обстоят дела с отоплением в России и Европе? Где чаще мерзнут и топят дровами? Объясняем на данных.
Переживет ли Европа эту зиму?
Если коротко, то да. Эту зиму Европа переживет благодаря сокращению потребления и заполненным газовым хранилищам, но как пройдет следующая зима — предсказать сложно. «Сейчас мы обязаны сосредоточиться на подготовке к следующей зиме. Этой зимой мы в безопасности. <...> Конечно, мы заплатили за это высокую цену», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Евросоюз импортирует 83% природного газа, до войны доля российского газа в этом импорте составляла 40%. К сентябрю 2022 года она упала до 9%. Несмотря на стремительное сокращение закупок газа у России, есть четыре причины, почему европейцы не замерзают и промышленность не останавливается.
Во-первых, поставки из России упали, но не прекратились совсем, а также выросли поставки сжиженного газа из США. Во-вторых, европейские страны закупили газ впрок: по состоянию на конец декабря газовые хранилища заполнены на 85%. В-третьих, страны ЕС помогли семьям и бизнесу субсидиями, выделив на борьбу с энергокризисом 600 миллиардов евро. Половину из этих средств выделила Германия, крупнейшая европейская экономика и главный покупатель российского газа до войны. В-четвертых, отопительный сезон в Европе сдвинулся почти на месяц: погода в октябре и ноябре выдалась рекордно теплой.
И не менее важная причина — европейцы начали экономить энергию. Например, снижать температуру в домах или выключать подсветку ночью. Правительства принуждают также и промышленные производства сокращать потребление энергии.
Именно на экономию и дальше будет делаться упор в борьбе с энергокризисом. Пока это удается. По данным исследовательского центра ICIS, в октябре и ноябре потребление газа — главного на данный момент источника энергии в ЕС — сократилось на 24% по сравнению со средним пятилетним значением.
До 2030 года ЕС планирует полностью отказаться от российских ископаемых видов топлива путем сокращения спроса, развития возобновляемых источников энергии и поставок от других партнеров.
Сколько платят за энергию россияне и европейцы?
До войны доля расходов на электричество, газ и другие виды топлива в Европе была меньше, чем в России. В 2021 году в Евросоюзе и странах – кандидатах в ЕС семьи в среднем тратили на эту категорию 4,5% всех своих расходов, семьи в России — 5,3%. Если сравнить Россию с отдельными странами Евросоюза, она войдет в топ-8 стран с самыми большими расходами на энергию в 2021 году. Среди них — Словакия, Чехия, Польша. Эти страны входили в десятку наиболее зависимых от газа из России европейских стран. Например, в Словакии и Чехии доля российского газа в общем потреблении составляла 86–88%.
В 2022 году нефть, газ и электричество резко подорожали, но правительства европейских стран постарались минимизировать ущерб для своих граждан. «Чтобы все расходы не легли на плечи домохозяйств, страны ввели гигантские энергосубсидии. Их дизайн сильно отличается от страны к стране, но в целом они все направлены на то, чтобы счета за энергию в 2022 году были примерно на 10–20%, а не на 50–80% выше прошлогоднего уровня. Это колоссальные расходы для правительств, и сейчас они прикидывают, могут ли позволить себе подобные траты несколько лет подряд. Это большой вопрос. На домохозяйства рост энергоцен тоже перекинулся, но все же большую часть удара взяли бюджеты», — объяснил обозреватель и автор телеграм-канала EventsAndTexts Борис Грозовский.
В России же члены каждой восьмой семьи признаются, что денег хватает на еду, а покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги для них затруднительно. Сложнее всего приходится семьям с одним родителем, многодетным семьям, а также неработающим пенсионерам. Четверть таких семей оплачивают коммунальные платежи с трудом.
Почти 5% российских домохозяйств в 2021 году вообще не смогли оплатить жилищно-коммунальные услуги из-за финансовых трудностей. В Северо-Кавказском федеральном округе за ЖКУ не смогла заплатить каждая седьмая семья. Самая тяжелая ситуация в Кабардино-Балкарии, где по счетам не смогли заплатить почти треть семей.
Чем обогреваются россияне и европейцы?
До энергетического кризиса 2022 года основным источником для обогрева домов в Европе был газ, в 2020 году он обеспечил 38% тепла в европейских домах. Еще более четверти тепла в жилищах (26,8%) получали за счет возобновляемых источников энергии. К ним относятся солнечная энергия, биогаз, тепловые насосы, а также древесина и древесные пеллеты.
После начала войны в Украине европейцы стали искать альтернативы газу. Осенью 2022 года в странах ЕС вырос спрос на дрова и их производные, пишет Bloomberg. В перспективе Евросоюз перейдет на более современные источники энергии и будет использовать солнечную и ветроэнергетику, чтобы снизить зависимость от ископаемых видов топлива. В результате в ближайшие пять лет мощность возобновляемых источников удвоится, прогнозирует Международное энергетическое агентство.
Несмотря на то что в России газ обеспечивает более половины всей потребляемой энергии (52,8%), примерно каждая двадцатая семья в стране живет вообще без газа — это два с половиной миллиона семей. В большинстве случаев у них нет и возможности его подключить.
Некоторые регионы живут практически без газа вообще, например, в Магаданской области газом не могут пользоваться 99% семей, в Камчатском крае — 86%, в Приморье — 83%. При этом, по данным того же Росстата, эти субъекты хорошо оснащены центральным отоплением — его используют от 75 до 99% домохозяйств.
«Европейцы, как в Средневековье, запасаются дровами на зиму», — говорит президент России Владимир Путин и добавляет, что они сами в этом виноваты. Дровами и углем топят не только европейцы, но и россияне. По данным Росстата, в 2014 году каждая десятая семья в России использовала печное отопление для обогрева дома. За шесть лет этот показатель снизился до 7,1%. Тем не менее в 2020 году в семи регионах печами обогревались больше четверти семей.
За шесть лет ситуация с отоплением сильнее всего ухудшилась в Тыве: в 2014-м печами топили почти 64% семей в республике, в 2020-м — уже 81,5%. Дровами или углем стали больше пользоваться в Ленинградской области (доля таких семей выросла с 6,2 до 15,2%), Адыгее (рост с 3,9 до 11,3%), Хакасии (с 33,6 до 40,4%) и Карелии (с 17 до 23,5%).
Печное отопление используют не только в селах и деревнях, но и в больших городах. Например, в Екатеринбурге, Улан-Удэ, Перми, даже в некоторых городах Подмосковья сохраняются небольшие территории старого жилого фонда, деревянных домов с печным отоплением. По словам экспертов в области российского ЖКХ, которые захотели остаться анонимными, использование печного отопления ведет к повышению задымленности и ухудшению экологической обстановки в районах, где топят углем. «В бытовых печах из-за низкой температуры горения топливо сгорает не полностью, и в воздух выбрасывается зола, оксид и диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензоапирен. Кроме того, высота труб у домашних печей невелика, и в сухую безветренную погоду дым не рассеивается. На количество выбросов влияет и качество сжигаемого угля. К сожалению, чаще люди используют уголь более низкого качества, поскольку он дешевле. Кроме того, при печном отоплении количество углекислого газа в жилых помещениях может превышать норму»,— объясняют эксперты.
Многодетным семьям (от трех детей) приходится использовать печь для обогрева в два раза чаще, чем в среднем по России. Как и общероссийский, этот показатель за шесть лет снизился — с 23 до 14%, но по-прежнему остается в два раза выше среднего (7,1%).
Таким семьям сложно находить средства на отопление: 38% из них — малоимущие, то есть имеют доходы ниже прожиточного минимума. «У меня вопрос стоит: либо я детей кормлю и не плачу коммуналку, либо оплачиваю коммуналку, но мы не едим», — рассказывала «Важным историям» жительница Республики Коми Нина, которая вместе с мужем воспитывает четверых детей.
Расходы на дрова и уголь составляют значительную часть бюджета домохозяйств. Власти Бурятии даже выделяли бесплатные дрова нуждающимся родственникам мобилизованных. В регионе почти половина домохозяйств отапливается дровами и углем. А в Тверской области уже седьмой год подряд объявляют акцию по сбору средств на дрова малоимущим одиноким пенсионерам. Стоимость дров и угля на отопительный сезон может достигать четверти от всех расходов одного из членов семьи за год. В республике Алтай доля расходов на дрова и уголь может достигать 30%.
Сколько жителей Европы и России не могут согреться дома?
В 2021 году 8% жителей ЕС не могли обеспечить себе адекватный уровень тепла в доме, согласно опросу Евростата. Больше всего таких семей в Болгарии (27%) и Литве (23%), меньше всего — в Норвегии и Швейцарии (менее 1%).
В России в среднем 7% семей не имеют достаточно средств, чтобы поддерживать жилье в тепле. Среди городских семей эта доля составляет 6%, среди сельских — 10%, то есть каждой десятой семье в сельской местности не хватает денег на отопление. Средств на обогрев недостает не только семьям, но и целым муниципалитетам.
В декабре издание «Люди Байкала» рассказало, как в школе бурятского поселка Новокижингинск дети с начала декабря учатся в шапках и куртках: температура в школе опускается до 8 градусов. Проблема с отоплением длится годами, рассказывают жители поселка. В местной котельной не хватает угля. Ситуацию усугубляют постоянные порывы на изношенных теплотрассах.
Тысячи россиян еженедельно остаются без отопления из-за аварий на теплосетях. В городе Братске Иркутской области 14 декабря 15 тысяч человек остались без отопления в 25-градусный мороз. Несколькими днями раньше 17 тысяч человек в Искитиме в Новосибирской области оказались в такой же ситуации. Новости о порывах и отсутствии отопления появляются практически каждый день в разных регионах.
Причина постоянных аварий — высокий износ системы ЖКХ. По информации экспертки, которая работает в системе государственно-частного партнерства в ЖКХ и пожелала остаться анонимной, в России свой срок отслужили 90% всей системы ЖКХ — водопроводных, канализационных, тепловых сетей, оборудования котельных и остальной инфраструктуры.
В 2016 году тогдашний замминистра энергетики Вячеслав Кравченко докладывал, что 68% теплосетей в стране имеют 100% физический износ, то есть они полностью отслужили свой срок службы. Большая часть труб была проложена еще в советское время и с тех пор не обновлялась.
В том, что тысячи россиян ежедневно остаются без тепла из-за аварий, играет роль и сама структура отопления. «У нас централизованное теплоснабжение, наследство от Советского Союза, — отмечает эксперт в сфере теплоснабжения Игорь Кузник. — Это значит, что при большой аварии на центральных сетях проблемы возникают сразу у тысяч, а то и десятков тысяч потребителей. В Европе в основном децентрализованное теплоснабжение. В децентрализованной системе если авария происходит, то она локальная, на один-два дома. Ну и плюс там регламентные работы лучше проводятся».
Экономят ли энергию в России?
Изношенность системы ЖКХ приводит не только к авариям, но и к тому, что много денег и ресурсов тратятся впустую.
По информации бывшего замминистра энергетики Вячеслава Кравченко, в России на разных этапах от производства до потребления тепловой энергии теряется 60% тепла. Для сравнения в Финляндии — 20%.
Из-за износа с годами растет объем тепла, который не доходит до квартир, а теряется при транспортировке по трубам от котельной или ТЭС. В 2021 году потери составляли 12,5% поданного тепла, хотя 25 лет назад этот показатель был в 2,5 раза ниже. Все потерянное тепло оплачивают жители.
Другая причина высоких потерь — так называемые перетопы и отсутствие регулирования в системе теплоснабжения. Это значит, что часто в квартиры подается намного больше тепла, чем нужно, и люди даже вынуждены открывать форточки зимой. При этом в домах и квартирах нет возможности регулировать подачу тепла и нет счетчиков.
Это выгодно ресурсоснабжающим организациям, потому что так они могут продать больше тепла и получить больше денег, а со счетчиками и регуляторами жители будут экономить. Об этом «Важным историям» рассказал эксперт в сфере теплоснабжения Игорь Кузник: «Тепло — это товар. Теплоснабжающие организации имеют большие лобби. Представляете, что такое „Мосэнерго“, что такое „Т Плюс“? Это люди, которые имеют своих людей во власти, под себя пишут законы. Закон о теплоснабжении написан исключительно в угоду теплоснабжающих организаций. Они заинтересованы больше продать, больше получить выручки. У них нет резона экономить. Сейчас заходишь в некоторые дома-новостройки, а у них в подъезде плюс 30, жара, потому что они не могут отрегулировать. В стране очень много перетопов».
Отопление — это лишь один из примеров нерационального расходования энергии в стране. На отопление приходится 5% всех топливно-энергетических ресурсов, которые потребляются в России, на ЖКХ — 17%, по данным Минэнерго.
В целом Россия занимает второе место с конца среди всех стран по энергоэффективности экономики. Хуже ситуация только в Иране. Этот показатель исчисляется как отношение всех затрат на топливо в стране к ВВП и отражает, насколько экономно страна расходует энергоресурсы.
Согласно указу Дмитрия Медведева от 2008 года, энергоемкость ВВП страны к 2020 году должна была уменьшиться на 40%, но уменьшилась только на 9% — хотя была принята соответствующая государственная программа. Россия по-прежнему тратит на выработку одинакового количества энергии на 40% больше денег, чем схожая по климату и размерам Канада, и в четыре раза больше, чем Великобритания.
Редакторка: Алеся Мароховская