Завербованных на войну заключенных освобождают указом президента до того, как их вывозят из колонии, а сама процедура помилования — государственная тайна. Об этом член Совета по правам человека Ева Меркачева рассказала РИА «Новости».
«У меня нет указов самих, но я говорила с близкими этих людей, которые были первыми освобождены. Они все уверяют, что на руках у них документы, подписанные… началом июля — 5 июля. И вывезли, соответственно, в этот же день или на следующий. Соответственно, этих людей освободили еще пятого числа, я сейчас говорю, в первую очередь, про первую группу освобожденных», — заявила она.
По ее словам, гостайна объясняется тем, что сведения об амнистии в случае завербованных относятся к военной сфере. «В итоге получается, что указ президента о помиловании осужденных, которые принимали участие в спецоперации, и в которых есть сведения, составляющие государственную тайну, позволяющие идентифицировать человека — личность участников, они еще отнесены к сведениям военной категории», — заключила Меркачева.
- О том, что ЧВК Вагнера вербует заключенных на войну, стало известно летом. 11 сентября человек, «чудовищно похожий» на Евгения Пригожина, выступил перед заключенными ИК-6 Йошкар-Олы, где рассказал, что всем завербованным гарантировано помилование: либо через полгода войны в Украине, либо посмертно — вместе со званием Героя России.
- При этом заключенный, не отбывший срок, может быть освобожден либо на основании указа президента о помиловании, либо по амнистии, объявленной Госдумой, либо по решению об условно-досрочном освобождении — но это не касается тяжких статей УК. Традиционно акт амнистии затрагивает тех, кто совершил преступления небольшой и средней тяжести со сроком до пяти лет лишения свободы.
- «Важные истории» публиковали прошение о помиловании заключенного рязанской ИК-3 Евгения Нужина, датированное 28 июля. 4 сентября он попал в украинский плен и дал интервью журналисту Юрию Бутусову, а 12 ноября аффилированный с ЧВК канал Grey Zone опубликовал видео с казнью Нужина кувалдой. Как пояснил советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк, Нужин попал в Россию в результате обмена военнопленными.
- Члены Совета по правам человека при президенте России не смогли получить ответы из ФСИН и Генпрокуратуры на запросы о том, каким образом заключенные оказываются на фронте в рядах ЧВК Вагнера, отмечает телеграм-канал «Можем объяснить». Ведомства ограничились «ссылками на Уголовный кодекс, Конституцию и положение о ФСИН» и, по мнению одной из сделавших запрос и впоследствии исключенной из совета правозащитницы Натальи Евдокимовой, «своим перечислением подтвердили, что это незаконно».
- В октябре сенаторы Андрей Клишас и Ольга Ковитиди разработали законопроект о помиловании заключенных за участие в войне — «актуальный, поскольку устранит пробел в действующем законодательстве», писала сенаторка. Предполагалось, что документ не будет распространяться на тех, кого осудили за участие в протестах.
- 5 января РИА «Новости» опубликовало видео встречи заключенных, завербованных ЧВК Вагнера, с Пригожиным. Со всех осужденных были сняты все судимости, писало агентство. По словам Пригожина, на фронте они, наконец, «занялись любимым делом» и спустя 180 дней «отработали контракт».
- 9 января журналисты кремлевского пула попросили пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова прокомментировать данные о том, что первые заключенные, завербованные в ЧВК Вагнера, после истечения полугодового контракта уже получили помилование. Песков ответил, что «помилование возможно только указом президента», не уточнив, был такой указ издан или нет.