Глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил «Ведомостям», что срочников могут отправить служить в приграничные с Украиной области (например, в Белгородскую и Курскую области), а также в Черноморский флот.
Картаполов подчеркнул, что на захваченные территории Украины срочников отправлять не будут. «Никакого участия в боевых действиях срочники принимать не будут», — добавил глава думского комитета. 30 октября начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский также говорил, что на войну срочников не пошлют.
Американский институт изучения войны (ISW) 31 октября писал, что российское военное руководство отправит срочников осеннего призыва на фронт. Скорее всего, это произойдет после того, как призывники пройдут четырехмесячные курсы обучения, то есть в марте 2023 года.
Он только начался. Из-за мобилизации начало осеннего призыва 2022 года перенесли с 1 октября на 1 ноября. Закончится призыв 31 декабря. Перенос сроков связан с необходимостью разгрузить военкоматы, с 21 сентября занимавшиеся мобилизацией. Всего планируется призвать около 120 тысяч срочников.
По данным источника «Важных историй» в спецслужбах, возможность отправить срочников на войну была одной из причин «референдумов» об аннексии оккупированных территорий Украины. По закону, срочников нельзя отправлять воевать за границу, пока они не пройдут четырехмесячные курсы. Однако на своей территории это ограничение не действует.
По мнению аналитика CIT Кирилла Михайлова, срочники нужны для тылового обеспечения и обороны границы, чтобы высвободить контрактников и мобилизованных для действий на фронте. С ним согласен военный эксперт ФБК Ян Матвеев: «Уже не первый раз идет речь об охране прифронтовых регионов срочниками — еще летом писали о такой возможности, и какие-то части даже отправляли в Белгородскую область. Сейчас это тоже будут делать».
Оба эксперта считают, что вряд ли российские власти после мобилизации захотят отправить на войну срочников. «Когда [в начале войны] их отправили в Украину (это произошло потому, что срочников везли на „учения“, не зная, что придется воевать) и это стало известно, их немедленно стали выводить. Российские власти, видимо, хорошо помнят возмущение по поводу использования срочников в Чечне, Грузии и в Украине на начальном этапе нынешнего вторжения», — отмечает Михайлов.
Вероятнее всего, срочников через 3-4 месяца, как раз весной, начнут убеждать или вынуждать подписать контракт. И вот тогда уже будут посылать воевать
Матвеев считает, что стоит, скорее, ждать вторую волну мобилизации, а не отправку срочников на фронт. Но есть вариант, что срочников будут заставлять подписывать контракты и уже после этого отправлять на войну. «Вероятнее всего, срочников через 3-4 месяца, как раз весной, начнут убеждать или вынуждать подписать контракт. И вот тогда уже будут посылать воевать. То же самое делали со многими срочниками год назад — перед началом вторжения в Украину», — говорит Матвеев.
Эксперты отмечают, что пока срочников не спешат отправлять даже к украинской границе, чтобы не перегружать военную логистику. «Это [переброска срочников] еще сильнее увеличит нагрузку на военную логистику. Они не могут как следует снабдить и организовать мобилизованных, лишние люди им пока не нужны», – считает Матвеев.
Служить в приграничных с Украиной регионах и в Черноморском флоте само по себе рискованно. Российские военные гибнут не только в результате атак ВСУ, но и от рук сослуживцев.