«У меня папа — очень респектабельный человек»
«Важные истории» получили видео, где допрашивают сына первого замдиректора «Ростеха». На четвертый год «войны с Западом» его задержали на вилле в Испании по делу об отмывании денег
Available in English
«У меня есть вид на жительство как инвестора... Сюда приезжаю 20 лет, мне нечего скрывать... Я плачу каждый год налог на роскошь, плачу все налоги, я не могу по-другому жить, потому что у меня папа — очень респектабельный человек, я не могу подставить ни его, ни семью», — уверял на допросе в Испании 42-летний россиянин Дмитрий Артяков, сын первого замдиректора российской госкорпорации «Ростех» и бывшего губернатора Самарской области Владимира Артякова.
Артякова-младшего задержали в Жироне по делу об отмывании денег в июле этого года, сообщал телеграм-канал All Exclusive. У него два дома в престижном поселке Сагаро на побережье Коста-Брава, покупка которой и запутанные финансовые операции на миллионы евро стали поводом для расследования.
«Важные истории» получили видео допроса Дмитрия Артякова от Центра по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP), раздобывшего материалы уголовного дела благодаря источнику, знакомому с испанским следствием. Рассказываем, о чем еще говорил испанскому прокурору Дмитрий Артяков и о чем упоминать не стал.
Уголовное дело по факту отмывания денег было возбуждено испанскими властями еще в 2019 году.
Как говорится в материалах дела, часть из которых также оказалась в распоряжении «Важных историй», Владимир Артяков и его супруга использовали тещу Артякова Анну Курепину «предположительно <...> в рамках схемы, изначально разработанной для отмывания денег через операции с недвижимостью, что позволило бы скрыть активы супругов при помощи третьего лица». Сын Артякова, Дмитрий, фигурирует в деле, поскольку недвижимость в итоге оказалась в его собственности.
Дело, писало DW, было возбуждено в Испании после исков финансиста Уильяма Браудера. В 2007 году юрист Сергей Магнитский обнаружил, что компании фонда Браудера Hermitage Capital в России были похищены и использовались для незаконного истребования налогов из российского бюджета. После этого Магнитский сам был арестован по делу о неуплате налогов и скончался в российском СИЗО. Как постановила Общественная наблюдательная комиссия Москвы, юрист содержался в условиях, которые можно назвать пыточными.
Компании из расследования Магнитского перечисляли деньги на счета офшорных компаний основанного Рубеном Варданяном инвестбанка «Тройка диалог», говорилось в расследовании OCCRP. Система, которую журналисты прозвали «Тройка ландромат», позволяла российской элите выводить средства из страны и скрывать их реальное происхождение. Деньги Дмитрия Артякова на покупку виллы в Испании также прошли через компании этой сети.
«Лучшее место в Испании»
Предприятия «Ростеха» выпускают вооружение и технику для российской армии. Руководитель госкорпорации — друг Владимира Путина Сергей Чемезов — публично говорит о «войне с коллективным Западом». Тем временем Артяков — сын его первого заместителя по «Ростеху» — вместе с семьей и друзьями продолжал ездить на свою виллу в Испанию и обустраивать там жизнь. Как он выразился на допросе: «Улучшения делал, занимался садом <...> хотел расширяться».
«[Сагаро] — лучшее место в Испании», — говорил прокурору Дмитрий Артяков. Его визитам на этот средиземноморский курорт не мешали ни война, ни американские и европейские санкции против госкорпорации и ее руководства (включая Артякова-отца), ни санкции США в отношении самого Дмитрия Артякова.

Виллу на испанском побережье Дмитрий Артяков купил у своей бабушки Анны Курепиной за 10 млн евро еще в 2014 году. Та приобрела ее в 2008 году в возрасте 80 лет за 14 млн евро, получив кредит от офшорной компании Delco Networks с Британских Виргинских островов. В 2019 году это выяснилось благодаря расследованию OCCRP «Тройка ландромат» — Delco Networks была частью разветвленной офшорной сети «Тройки».
«Бабушка живет хорошей жизнью. <...> А у меня своя семья. <...> В 2008-м я студентом был», — пожимал плечами Дмитрий Артяков, когда прокурор поинтересовался, известно ли ему что-нибудь о происхождении денег Курепиной. На прямой вопрос, помогал ли его отец оплатить покупку виллы для бабушки, Артяков ответил: «Думаю, что не помогал».
Судя по утечкам банковской информации, у Курепиной действительно всё хорошо. Как выяснили «Важные истории», в 2022 году сумма ее вклада в «ростеховском» Новикомбанке превысила 1 млрд рублей. В России на нее были записаны белый Rolls-Royce Phantom и темно-синий Bentley Continental, следует из утечек данных о регистрации автомобилей. Курепиной сейчас 97 лет.
«Ростех» и бабушкины деньги
Компании, где Курепина числилась владелицей, никогда не демонстрировали большие доходы. Но происхождение ее денег может быть связано с «Ростехом» — точнее, с входившим в госкорпорацию российским автомобильным гигантом «Автоваз», который Владимир Артяков возглавлял с 2005 по 2007 год.

В рамках расследования «Тройка ландромат» OCCRP выяснил, что Курепиной в 2010 году досталась доля (42,5%) в компании «Афк-сервис», столько же принадлежало теще Чемезова Людмиле Рукавишниковой. «Афк-сервис» тогда же завладела пятиэтажным московским бизнес-центром «Спиридоновка-20» недалеко от Кремля. Офисы там арендовали некоторые предприятия «Ростеха», например радиоэлектронный «Концерн созвездие». Раньше бизнес-центр принадлежал «Автовазу», который купил его в начале 2000-х за 10 млн долларов.
«Всем, кто приезжает со мной, я даю по 10 тыс. евро»
«Я приезжаю [в Испанию] каждое лето. <...> Нас приезжает 8–10 человек, и каждый может привозить по 10 тыс. евро без декларации. Поскольку мы приезжаем каждый год, я могу привезти <...> 100 тыс. евро [наличными]. У меня все это смотрит полиция, и никаких проблем. Мне не надо декларировать ничего <...> Всем, кто приезжает со мной, я даю по 10 тыс. евро [в том числе детям и подчиненным. — Прим. ред.]», — рассказывал испанскому прокурору Дмитрий Артяков, объясняя, почему на его вилле при обыске нашли больше 200 тыс. евро наличными.
«После 2022 года у нас санкции. Заблокировали все карты <...> А у меня большая семья, и приезжают друзья. Я в день трачу 1000–1200 евро на еду только», — откровенничал он.
Согласно показаниям Дмитрия Артякова, он начал посещать Испанию вместе с бабушкой, когда она купила дом в 2008 году.
«Почему ваша бабушка приобрела также два автомобиля и мотоцикл?» — поинтересовался прокурор.

«Чтобы был у дома и чтобы я на нем ездил. Для жизни <...> Она была в возрасте, она же не могла на нем ездить», — с удивлением отреагировал Дмитрий Артяков.
«Я в те годы был студентом. Когда она купила дом, мы стали ездить [в Испанию] вместе. Потом, когда в 2014 году она стала старенькой [при покупке виллы Курепиной было 80 лет, при продаже — 86. — Прим. ред.], решила продать <...> Я решил купить <...> Предложил, она согласилась».
На вопрос, почему его бабушка решила продать виллу, Дмитрий Артяков ответил, что «бабушка уже становилась в возрасте, уже перестала ездить [в Испанию]». Но, судя по утечкам данных об авиаперелетах, Курепина летала в Жирону (Сагаро расположен в провинции Жирона) вместе с Дмитрием Артяковым, его детьми и братом его отца, Юрием Артяковым, и в 2017-м, и в 2018-м, и в 2019 году. Летал туда и сам ростеховец Владимир Артяков (как минимум в 2017 и 2018 году), и его жена Татьяна.
Почему Дмитрий Артяков купил за 10 млн евро то, что его бабушке обошлось в 14 млн? «Потому что рынок был такой, а затем — такой», — жестами показал он прокурору взлет и падение цен на недвижимость.
Виллу он покупал на заемные деньги. Кредит в 10 млн евро ему предоставила кипрская компания Digimarket Holdings. Как уверял на допросе Дмитрий Артяков, так ему посоветовали сотрудники его фэмили-офиса, которых он не помнит за давностью лет.
В ходе допроса Артяков раскрыл название фэмили-офиса — «Квинта».
Так же называлась зарегистрированная в Нидерландах компания Quinta Capital Partners с одноименным представительством в Москве, еще одна часть системы «Тройка ландромат», управлявшая активами основателя «Тройки диалог» банкира Рубена Варданяна. Quinta была замечена в переводах денег виолончелисту, другу Владимира Путина, Сергею Ролдугину; в 2010 году она перевела ему 5,7 млн долларов, выяснил OCCRP.
Об испанском уголовном деле Артяков, как он заявил на допросе, знал уже три-четыре года назад и все равно продолжал приезжать в Испанию со своей семьей и друзьями, поскольку он «абсолютно открыт» и «ничего не нарушал». «Если бы меня пригласили [на допрос], я бы пришел», — сказал Дмитрий Артяков.
«Ростех» и деньги Дмитрия Артякова
«Я знаю, что мой папа работает в “Ростехе”, но я не знаю, чем он занимается. У него там своя история. У меня — своя. У меня свой большой бизнес», — убеждал на суде Дмитрий Артяков. На допросе он заявил, что окончательно погасил кредит (10 млн евро, полученные на покупку виллы) еще в прошлом году.
«У меня большой доход в России, я могу спокойно гасить кредит. Погасил своими деньгами», — сказал прокурору Артяков, отметив, что работает в большой, «стратегической» грузовой железнодорожной компании «Модум-транс».

История этой компании тесно связана с «Ростехом». Дмитрий Артяков стал гендиректором «Модум-транса» в 2018 году, до этого компания называлась «УВЗ-логистик» и принадлежала государственному производителю танков «Уралвагонзавод». В 2016 году Путин своим указом передал акции концерна «Ростеху». Глава госкорпорации Чемезов на брифинге заявил, что большие долги «Уралвагонзавода» (276 млрд рублей) возникли из-за того, что «УВЗ-логистик» «сама себе покупала вагоны», чтобы не останавливать производство, и что большую часть этих долгов можно вернуть, продав «УВЗ-логистик».
В итоге львиная доля компании (75%) оказалась у Дмитрия Артякова. Выручка компании в то время превышала 77 млрд рублей, а чистая прибыль составляла 7,5 млрд рублей. Ранее «Уралвагонзавод» оценивал актив в 85 млрд рублей.
До этого, в 2017 году, Дмитрий Артяков приобрел долю (около 14%) в предприятии «Самараэнерго» с выручкой более 43 млрд рублей. Купил он ее у советника своего отца в «Ростехе» Владимира Аветисяна.
В 2024 году Артяков стал владельцем доли (15%) в фирме «Автоинвест» — крупном акционере «Камаза» (входит в «Ростех»). Она досталась Дмитрию Артякову от основателя «Тройки диалог» Рубена Варданяна и оценивалась более чем в 3 млрд рублей.
Дружат семьями
Владимира Артякова и Сергея Чемезова связывает долгая дружба, говорят собеседники «Важных историй». Владимир Артяков работал вместе с Чемезовым с 1990-х годов — был его подчиненным в управделами президента; затем руководил «Автовазом», был губернатором Самарской области и в конце концов стал первым заместителем Чемезова в «Ростехе».
Семьи Чемезова и Артякова связывают еще и совместные бизнесы. Дмитрий Артяков и сыновья Чемезова, Станислав и Александр, в России были партнерами как минимум в трех компаниях, работающих в сфере питания, недвижимости и логистики. А на испанском курорте Сагаро недвижимость Дмитрия Артякова находится по соседству с виллой, принадлежащей падчерице Чемезова — Анастасии Игнатовой, писал OCCRP в 2019 году. Посредником при покупке виллы выступала Мария Баер-Пахомова — сестра гендиректора одной из компаний «Ростеха» Романа Пахомова. Она же была посредником, когда недвижимость покупала бабушка Артякова в 2008 году.

«Когда вас задержали, в гараже была машина “Лексус”, на чье имя она зарегистрирована, кто ее приобрел?» — в ходе допроса спросил Дмитрия Артякова испанский прокурор. Тот рассказал, что приобрел автомобиль в Испании, в апреле-мае этого года за 123 тыс. евро. Он передал свою банковскую карточку, оформленную в беларусском Статусбанке, Марии Баер, и та оплатила покупку (карточки некоторых беларусских банков действовали в Европе до лета 2025 года, до принятия 18-го пакета санкций ЕС).
Как сообщили источники OCCRP, после задержания Дмитрия Артякова испанский суд не стал помещать его под арест, хотя этого и требовал прокурор, а оставил на свободе под залог в 1 млн евро.
При этом суд обязал Артякова не покидать Испанию, рассказал источник, близкий к следствию. Он же сообщил, что в испанской полиции анализируют документы относительно семьи руководителя «Ростеха» Чемезова, найденные в доме Дмитрия Артякова. О каком-либо уголовном деле по поводу возможного отмывания денег с участием родственников Чемезова пока не сообщалось.
Дмитрий и Владимир Артяковы не ответили на запросы «Важных историй».