
Интернет в России — прежде всего мобильный, но и иногда и проводной — регулярно отключают уже третий месяц. Началось с Москвы во время репетиций, а потом проведения военного парада на Красной площади. А после массовых атак украинских беспилотников на далекие от границы регионы — от Казани до Сибири — эту практику взяли на вооружения региональные власти. Минцифры и бизнес обсуждают введение правил отключения мобильного интернета.
По данным сообщества по мониторингу интернета «Служба поддержки “На связи”», за первые 11 дней июля в России отключали интернет 744 раза — на 14% чаще, чем за весь июнь. С шатдаунами столкнулись жители 77 регионов. И темп отключений почти не снижается: за 13 июля шатдауны случились в 71 регионе; в 63 были проблемы с мобильным интернетом, а в 48 — с проводным. Причем в 8 регионах отключали только проводной интернет.
Для бизнеса шатдауны обернулись потерей выручки и новыми расходами. Оценить ущерб готовы не многие: чиновники настоятельно просили этого не делать, объясняют в компаниях. В дни первых отключений малый бизнес сообщал о потере от трети до половины оборота. Сейчас он тратится на проводной интернет и офлайн-кассы, крупные компании создают резервные каналы связи и набирают сотрудников в службы поддержки — они едва справляются.
«Где взять зеленый фонарик»
Привычная жизнь россиян нарушена: приходится учитывать, что в любой момент могут отключиться сервисы геолокации, терминалы безналичных платежей, банковские приложения, интернет-магазины и корпоративные порталы.
«У нас в Воронеже мобильный интернет теперь вещь совершенно непредсказуемая — никогда нельзя сказать, когда он будет. А когда его нет, ложится всё: и доставка, и такси, и оплата по безналу. Но мы уже снова привыкаем звонить по телефону и носить с собой наличные. Лично для меня главная проблема — вечером встретиться с друзьями в кафе-ресторан не съездишь, такси не факт, что закажешь», — рассказывает 23-летний житель города. «Приходится привыкать, что навигатор может выключиться в любой момент — и в городе, и в области», — сетует житель Москвы. Он подумывает о покупке бумажного дорожного атласа: «Надеюсь, их еще выпускают».
В моменты отключений почти невозможно заказать такси, а если и удается — то по двойной цене, жалуется жительница Ростова-на-Дону. Некоторые недовольные пассажиры пишут сразу в Генпрокуратуру. Генеральный прокурор Игорь Краснов отреагировал: он поручил проверить обоснованность повышения цен на такси в условиях ограничения работы мобильной и интернет-связи.
Сотрудница таксопарка в Казани объяснила, как это работает. Специально цены никто не повышает, всё решают алгоритмы, так называемое динамическое ценообразование: много водителей, мало заказов — цены низкие, наоборот — высокие. Во время шатдауна большинство таксистов просто не могут войти в приложения и принять заказы; тех, кто продолжает работать, остается мало, вот алгоритмы агрегаторов и фиксируют повышенный спрос и соответствующим образом меняют цену.
Полностью сервис не останавливается, объясняет сотрудница таксопарка: водители находятся в разных частях города, пользуются разными операторами связи, у кого-то из них мобильный интернет все же работает, кто-то принимает заказы по вайфаю. «Но все равно половину выручки в такие периоды мы точно теряем», — заключает она.
В сообществе жителей Брянска во «ВКонтакте» в июне появилась фотография с рядом смартфонов у витрины одного из городских кафе с вайфаем — так водители в городе теперь «ловят» заказы. «А что делать? — говорит таксист из Воронежа. — Лично я вообще написал на листке бумаге “Свободен”, и теперь, когда отключают интернет, катаюсь по городу с ним на лобовом стекле. Или стою где-то в местах скопления пассажиров. Если так дальше пойдет, придется думать, где взять зеленый фонарик [с ними ездили советские такси, он означал, что водитель свободен]», — делится он.
По его словам, компания рекомендует сотрудникам везде, где можно, пользоваться вайфаем, а еще — переключать телефоны на стандарт 2G, если они его поддерживают. По словам таксиста, в результате этих ухищрений его заработок почти не просел: «Но чего мне это стоит! Рабочий день растянулся до 14–16 часов».

Бегом до машины
В моменты шатдаунов проседает вообще весь e-commerce: часть пользователей не может заходить на сайты и заказывать, «подвисают» POS-терминалы, особенно у малого бизнеса, где все завязано на мобильный интернет, говорит московский предприниматель.
Из-за регулярных отключений интернета доставка заказов из интернет-магазинов и готовой еды стала менее предсказуемой — курьеры предпочитают выходить на смену во временные слоты, когда работает мобильный интернет, рассказали сотрудники доставки Wildberries и «Озон». У каждой службы свои правила. Например, в «Яндекс Еде» курьеры видят список свободных слотов на день, если есть свободный прямо сейчас (а обычно есть), то можно выбрать его и выйти работать. В «Озоне» слоты надо выбирать заранее, но если с утра отключение интернета, то можно на этот день не брать. Там также есть «курьеры в свободном режиме», которые могут взять свободный заказ в любой момент — когда перебои с мобильным интернетом, они ничего не берут. Есть такой режим для курьеров и у «Самоката».
Резко выросла нагрузка на службы поддержки, продолжает менеджер сервиса доставки еды Delivery: «Если раньше курьер мог позвонить в поддержку раз в неделю, то теперь чуть ли не пару раз за доставку каждого заказа».
В сервисе проката автомобилей «Сити Драйв» в Нижнем Новгороде теперь такой алгоритм бронирования автомобиля при отключениях интернета: бронировать машину нужно в месте, где есть вайфай; потом дистанционно блокировать двери машины и бежать к ней — оплата идет с момента бронирования; добежав, нужно сфотографировать автомобиль, позвонить в службу поддержки, которая дистанционно откроет автомобиль. Чтобы завершить поездку — придется звонить туда же, снова фотографировать автомобиль, а потом из места с проводным интернетом отправить фото «до» и «после» в компанию. «Число бронирований сократилось пока незначительно, но поддержка наша уже еле держится, будем нанимать дополнительных сотрудников», — говорит сотрудник компании.
«Настоятельно рекомендовано не комментировать»
В первые дни после отключений компании не стеснялись рассказывать о своих потерях. Например, казанский перевозчик МУП «Метроэлектротранс» в первый день отключения интернета в регионе, 15 июня, из-за прекращения работы терминалов безналичной оплаты не добрал 1 млн рублей до обычной для такого дня выручки, рассказывал гендиректор перевозчика Айдар Абдулхаков. Оператор автобусных перевозок ПАТП-2 собрал в этот день примерно на 3 млн рублей меньше, чем обычно. Его выручка в прошлом году составила 4,14 млрд рублей, в среднем это 11,3 млн в день. Так что потери ощутимы.
Но чем дальше, тем меньше компании готовы о них говорить. «Всем нашим сервисам очень настоятельно рекомендовано не комментировать эту тему и не давать оценок», — признается сотрудник одного из сервисов «Яндекса». По его словам, рекомендации исходили от региональных чиновников, московских и питерских. Сотрудник Wildberries говорит, что им «эту тему рекомендовано не поднимать на уровне GR (подразделение по связям с госорганами. — “Важные истории”)», а от кого именно пришла рекомендация, не уточнил. Понятно, что отключения интернета наносят ущерб самым разным видам бизнеса: от ПВЗ, которые закрывались в дни отключений, до кикшеринговых самокатов, которые превращаются в «мертвые» железки, продолжает сотрудник сервиса «Яндекса».
Общество защиты интернета по методу, близкому к предложенному Brookings Institution, оценило ущерб от отключения на час мобильного интернета для экономики России в 966 млн рублей.
В июне в Москве во время отключений частично блокировали сервисы Cloudflare и облака Amason Web Services — это затронуло до 44% CDN-трафика (облегчает передачу видео, изображений и других больших файлов) доменов .ru и примерно 11% сайтов рунета, написал на своей странице в tenchat.ru маркетолог Петр Жогов. «Мы ощутили это на себе — часть наших проектов буквально замерла на несколько часов. Даже технически подготовленные команды оказались безоружны», — писал Жогов. В эти дни ощутимо просел весь e-commerce, в интернет-маркетинге упали охваты и реклама, бюджеты «горели» без отдачи, отмечает он.
«Отключения мобильного интернета на предпринимателей влияют серьезно, особенно на тех, у кого бизнес завязан на быстрые платежи и онлайн-сервисы. А это вся розница: кафе, доставка, такси, салоны красоты, частные клиники. Если у предпринимателя терминал или касса работают через мобильный интернет, то при его отключении они просто "умирают"», — говорил председатель кубанской «Опоры России» Даниэль Башмаков. По его подсчетам, маленькие магазины и кофейни теряют по 5–10 тыс. рублей за пару часов, что для них ощутимо.
«В моменты отключений интернета продажи снижаются примерно на треть, потому что клиенты не хотят идти в банкомат — а при моей месячной выручке в 1 млн рублей в июне я недополучил около 150 тыс. рублей, вообще-то, это половина моей прибыли», — рассказывает владелец точки по продаже кофе навынос в Москве.
В Санкт-Петербурге масштабный шатдаун случился в уик-энд 5–6 июля и затронул почти весь город. «Хотя все началось поздно вечером в субботу, мы в выходные получили только треть от обычной выручки, потому что к нам две трети клиентов идут с картами, а они не работали», — говорит владелица небольшого магазина продуктов на Васильевском острове.
Чтобы предотвратить дальнейшие потери, предприниматели после отключения интернета начали массово внедрять режимы офлайн-касс (для этого их надо перерегистрировать, купить дополнительные модули или софт) и дублирование сайта, стало понятно, что резервный канал связи и зеркала для сайта — не роскошь, а жизненная необходимость, теперь нельзя полагаться на одного провайдера или технологию, делился выводами Жогов.
В дни отключений спрос на подключение «по проводу» подскакивает минимум процентов на 40%, говорит сотрудник крупного российского провайдера.
Местные власти, судя по комментариям из регионов, компенсировать потери бизнеса не планируют, обещая контролировать доступность оплаты в магазинах и тарифы на связь. Так, губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь подтвердил, что мобильный интернет в регионе продолжат отключать, и поручил перевести банкоматы и терминалы оплаты на проводную связь там, где это еще не сделано, и проконтролировать тарифы на проводной интернет, чтобы у операторов связи не возникало желания поднять цены.