Исламисты в Сирии теснят армию Башара Асада. Могут ли они захватить власть? И что тогда будет?

Сирийская армия сдержать повстанцев не сможет, вся надежда Асада — на проиранские отряды

Дата
3 дек. 2024
Исламисты в Сирии теснят армию Башара Асада. Могут ли они захватить власть? И что тогда будет?
Бойцы «Хайят Тахрир аш-Шам» на захваченном военном аэродроме в Алеппо. Фото: EPA / BILAL AL HAMMOUD / SCANPIX / LETA

В Сирии исламистская группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» несколько дней ведет наступление на правительственные силы. Она захватила второй по величине город Алеппо и продвигается на юг, по направлению к Дамаску. В первые дни силы Башара Асада отступали в беспорядке, исламисты захватили десятки единиц техники, в том числе ЗРК «Панцирь» и самолет L-29.

Ко 2 декабря наступление замедлилось. По данным Al Jazeera, бойцы «Хайят Тахрир аш-Шам» находятся на подступах к Хаме, городу в 120 км к югу от Алеппо. От Хамы до столицы Дамаска — примерно 180 км.

Что за группировка захватила Алеппо

Когда в 2020 году боевые действия в гражданской войне в Сирии прекратились, под контролем правительства Башара Асада было примерно две трети территории. Остальную часть контролировали три группировки.

Северо-восток: Сирийские демократические силы. Это курдские формирования, их поддерживают США. Американцы ставят им в заслугу ключевую роль в борьбе с «Исламским государством».

Север и северо-запад: Сирийская национальная армия. Антиправительственная группировка, ее поддерживает Турция.

Провинция Идлиб на северо-западе: исламистская группа «Хайят Тахрир аш-Шам». Именно она совершила прорыв в Алеппо и продвигается в сторону Дамаска.

Кто контролирует Сирию
Кто контролирует Сирию
Карта: Washington Post

«Хайят Тахрир аш-Шам» — радикальная исламистская структура, вышедшая из «Аль-Каиды». Когда в 2011 году в Сирии началась гражданская война, на территории страны начало действовать крыло «Аль-Каиды» — «Джебхат ан-Нусра». За время войны оно зарекомендовало себя как самая эффективная военизированная структура, ее боевики были наиболее жестокими и боеспособными. В 2017 году возникла «Хайят Тахрир аш-Шам» — по сути, это «Джебхат ан-Нусра» и более десятка присоединившихся к ней исламистских структур, возможно, менее радикальных. 

Мировое сообщество считает «Хайят Тахрир аш-Шам» террористической организацией, это отражено в резолюции ООН по Сирии. Террористами «Хайят Тахрир аш-Шам» признала даже Турция, симпатизирующая некоторым входящим в нее группировкам.

В последние годы руководство «Хайят Тахрир аш-Шам» пытается демонстрировать благосклонность к иноверцам. «Им важно было подчеркнуть, что, контролируя какие-то территории, они не собираются устраивать бессудные казни и отрубать людям головы только за то, что они исповедуют другую веру, как это делало “Исламское государство”», — говорит востоковед Руслан Сулейманов. При этом «Хайят Тахрир аш-Шам» остаются радикальными исламистами. Их главный союзник в Сирии — поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия.

Помогите «Важным историям»

Сирийские демократические силы, состоящие из курдов, — точно не союзник «Хайят Тахрир аш-Шам», иногда между ними даже происходят боевые столкновения, объясняет Никита Смагин, востоковед, соавтор книги «Всем Иран». Причин у этого две. Во-первых, Сирийские демократические силы пользуются поддержкой США, во-вторых, враждуют с Сирийской национальной армией и Турцией, которая против любых объединений курдов (этот народ борется за образование независимого государства на территории Турции и Сирии).

Кто вооружает «Хайят Тахрир аш-Шам», точно неизвестно. В начале гражданской войны в Сирии это делали Саудовская Аравия и Катар, наверняка какие-то частные инициативы сохранились и сейчас, говорит Руслан Сулейманов. Отдельные группировки вполне может снабжать Турция.

Почему стал возможен прорыв

Главные союзники Башара Асада — Россия и Иран, причем если российская армия сейчас обеспечивает только поддержку с воздуха, то проиранские формирования, в частности «Хезболла», воюют на земле. В последние месяцы у них возникли проблемы: Израиль нанес «Хезболле» серьезный ущерб, вынудив заключить перемирие. В Сирии отряды «Хезболлы», как и другие проиранские группировки, тоже оказались под ударом. Чтобы снизить потери, в последнее время они постоянно перемещались. Часть отрядов «Хезболлы», вероятно, ушла в Ливан, говорит Никита Смагин.

«Хайят Тахрир аш-Шам» в течение года повышала свой военный потенциал, а ее лидеры около двух месяцев посылали сигналы о готовящемся наступлении, говорит Дарин Халифа из Международной кризисной группы. Лидеры группировки хотели воспользоваться ослаблением Оси сопротивления — антиизраильской и антизападной военной коалиции во главе с Ираном, а также участием России в войне с Украиной.

Наступление исламистов в провинции Алеппо, 1 декабря
Наступление исламистов в провинции Алеппо, 1 декабря
Aref TAMMAWI / AFP / SCANPIX / LETA

Исламисты начали наступление 27 ноября — на следующий день после объявленного перемирия между Израилем и «Хезболлой». «Одним из факторов, подтолкнувшим их начать наступление, могли быть опасения, что “Хезболла” вернет [в Сирию] своих бойцов с других фронтов», — считает аналитик Chatham House Хаид Хаид. «Израиль изменил баланс сил в регионе», — делает вывод Джошуа Лэндис из Университета Оклахомы.

Сирийская армия на протяжении всей войны была не самой боеспособной силой. Она подходит, чтобы контролировать территорию, захваченную «Хезболлой» или проиранскими силами, но самостоятельно вести наступление не способна, продолжает Смагин. В случае с ударом «Хайят Тахрир аш-Шам» правительственные войска были застигнуты врасплох.

По данным источников Reuters, отступление правительственных войск в Алеппо было связано также с нехваткой личного состава.

Смогут ли Асад и его союзники остановить исламистов

Возможности остановить наступление «Хайят Тахрир аш-Шам» у Башара Асада сохраняются, но рассчитывать он должен в первую очередь на проиранские группировки. «В Сирии остаются формирования “Аль-Каиды”, еще некоторые, возможно, будут переброшены из Ливана на фоне перемирия с Израилем. Есть проиранские отряды, есть непосредственно иранские военные — не так много, но есть. Можно добавить проиранские группировки из Ирака, перебросить афганцев, как это уже бывало», — говорит Никита Смагин. 

Россия сможет помочь правительственной армии только ударами с воздуха. Они наносятся с первого дня наступления «Хайят Тахрир аш-Шам», однако такой интенсивности, как было раньше, сейчас нет.

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы присылаем только важные истории

Теоретически наступление «Хайят Тахрир аш-Шам» может попытаться остановить Турция, но послушаются ли исламисты Анкару, непонятно. «Очевидно, что наступление согласовывалось с Турцией. Но, если сейчас она их одернет, развернутся ли они сразу? Тут главное, что наступление оказалось неожиданно эффективным даже для самих членов “Хайят Тахрир аш-Шам”. Теперь первоначальные цели могут сильно трансформироваться. Изначально, судя по всему, стояла задача просто немножко раскачать Асада, чтобы он стал более сговорчивым. Но когда вы вдруг за пару дней взяли большую часть провинции Алеппо, у вас могут появиться более амбициозные задачи и собственная субъектность, вы можете не подчиняться [Турции], даже если изначально подчинялись», — считает Смагин.

«Очевидно, что у [президента Турции Реджепа] Эрдогана есть связи если не напрямую с "Хайят Тахрир аш-Шам", то с другими лояльными Турции группировками, на них он точно может влиять. США могут влиять на эти группировки с помощью военного присутствия, могут как минимум подать какой-то сигнал, что надо остановиться. Наверняка эти группировки не действовали бы без зеленого света от Турции и США. Так что они, если не напрямую получают указания от Эрдогана, то учитывают его мнение», — говорит Сулейманов.

Что будет, если «Хайят Тахрир аш-Шам» придет к власти

«Хайят Тахрир аш-Шам» — исламисты, это значит, они считают, что в основе государства должен быть ислам, он должен напрямую влиять на политические процессы, говорит Смагин. «В “Хайят Тахрир аш-Шам” достаточно людей, которые считают, например, что девочка должна сидеть дома и нигде не учиться, особенно, если вышла замуж. Но такие там не все. Очевидно, будут исламские порядки, но исламизм в своих проявлениях достаточно разный. Даже если сравнить Иран и "Талибан", это просто разные миры. Поэтому, что будет, если они победят, — большой вопрос. Конечно, это будет продвижение радикальных идей, может быть, можно будет сравнить их с "Талибаном", но детали, очевидно, будут разниться», — считает эксперт.

Боец «Хайят Тахрир аш-Шам» у здания аэропорта в Алеппо
Боец «Хайят Тахрир аш-Шам» у здания аэропорта в Алеппо
AP Photo / Omar Albam / SCANPIX / LETA

«Я думаю, Турция и США точно не хотели бы, чтобы место Асада занял глава “Хайят Тахрир аш-Шам” Мухаммад аль-Джулани. Потому что Асад хоть и считается палачом и диктатором, но от него понятно, чего можно ожидать. А от “Хайят Тахрир аш-Шам” и ее головорезов — пока непонятно», — отмечает Сулейманов.

Поделиться

Поддержите «Важные истории»

Только благодаря вам мы можем рассказывать правду о происходящем в России

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie