Фактчек

ФСБ обвинила в шпионаже жителя Мелитополя с тяжелыми ментальными нарушениями

Леониду Попову грозит до 20 лет тюрьмы. Он пропал в апреле 2023-го, все это время силовики отрицали, что удерживают его

Available in English
Дата
29 нояб. 2024
ФСБ обвинила в шпионаже жителя Мелитополя с тяжелыми ментальными нарушениями
Леонид Попов до похищения (слева) и после трех месяцев в плену (справа) в июле 2023-го. Фото: архив семьи, 2023 год.

ФСБ возбудила уголовное дело о шпионаже против 24-летнего жителя Мелитополя Леонида Попова, он находится под стражей в СИЗО-1 Донецка. Об этом «Важным историям» сообщил юрист правозащитной организации Every Human Being Алексей Ладухин.

Как следует из ответа ФСБ (есть в распоряжении редакции), дело было возбуждено 15 августа 2024 года. Таким образом, формально Попов был на свободе вплоть до этой даты, однако пропал он еще в апреле 2023 года — буквально за день до того, как должен был эвакуироваться из оккупированного Мелитополя, рассказывали «Важные истории» год назад. Несколько месяцев о нем не было ничего известно, а в июне 2023-го с родителями Леонида связался его бывший сокамерник. Он рассказал, что юношу держат в подвале местной комендатуры, он находится в тяжелом состоянии. По его словам, воду им давали раз в двое-трое суток, кормили не каждый день и избивали, а Леонид постоянно лежал и был крайне истощен. 

В 2018 году Леониду поставили диагноз «недифференцированная шизофрения». По словам его мамы Анны Махно, он был одаренным ребенком — играл в оркестре, занимался танцами, играл в шахматы, побеждал в олимпиадах по химии и физике, обладал феноменальной памятью. Болезнь проявилась в подростковом возрасте, а в 2017 году началось обострение: Леонид не мог учиться, стал ходить с закрытыми глазами, перестал ощущать запахи и вкусы, бессвязно разговаривал. Тогда ему и диагностировали шизофрению (медицинское заключение есть в распоряжении редакции). Его мама говорила, что Леонид добрый и наивный как ребенок, легко попадает под чужое влияние и не понимает эмоции людей.

:
Фильм «Важных историй» о похищениях и пытках в оккупированном Мелитополе

В июле 2023-го, спустя три месяца после пропажи, Леонида доставили в мелитопольскую больницу при смерти — он был истощен (весил 40 кг при росте почти два метра) и плохо осознавал, что с ним происходит. С помощью соседа по палате он смог выйти на связь с родителями. Так он описывал пережитое в заключении год назад: «Мама, ты говорила, что есть ад, вот я был в аду. Я так боялся засыпать. Боялся, что придут и будут меня душить, убивать. А еще я хотел пить сильно, но не давали воду. А больше всего хотел кушать. А еще меня били сильно. Меня побили так, что я четыре дня не мог в туалет сходить. Мама, за что?» Из-за голода, постоянных издевательств, стресса и отсутствия лечения у него обострилось психическое расстройство, он начал терять память и чувство реальности.

«Лёне 22 года, а у него сейчас развитие ребенка, — описывала тогда Анна. — Он ничего не понимает. Радуется кексам, ест и ест... У него брали кровь, а он боится страшно крови, уколов. Он плачет: “Мама, так страшно, боюсь, что вся кровь вытечет‎”‎. Ну, как ребенок». И сокамерникам, и силовикам уже год назад было ясно, что у Леонида серьезные ментальные нарушения.

Спустя две недели пребывания в больнице его отцу позвонили представители оккупационного Следственного комитета и сказали, что отпускают сына за отсутствием состава преступления (при этом на тот момент никаких обвинений ему официально не предъявляли). Но когда отец привез Леонида из больницы домой, к ним подъехали военные, надели Леониду мешок на голову и снова увезли. 

После этого отец юноши написал заявление в «Следственный комитет» Мелитополя по факту похищения человека. Дело возбудили, но в декабре 2023-го пригласили его в «СК» и показали фотографию сына, которую им якобы прислали из ФСБ. На ней Леонид держит лист бумаги, на котором написано: «Со мной все в порядке! О своем местонахождении сообщать отказываюсь». Силовики потребовали забрать заявление о похищении, раз сын «нашелся», что отец и вынужден был сделать. 

С тех пор о Леониде не было ничего известно почти год. При этом осенью 2023-го правозащитники из организации Every Human Being, которые помогают семье Попова, получили ответ от ФСБ о том, что Леонида не задерживали и в отношении него не ведется никаких следственных действий. Подтверждение того, что Леонид стал фигурантом уголовного дела, силовики предоставили только через год, при этом они утверждают, что дело возбуждено в августе 2024-го. Где Леонид Попов был почти полтора года до этого и на каком основании его удерживали, неизвестно.

Оба этих документа (от осени 2023-го о том, что юношу не задерживали, и от августа 2024-го о возбуждении дела) подписаны одним и тем же человеком — А. Р. Джамбулатовым, «первым замначальника Управления ФСБ по Запорожской области». Человек с такими инициалами — Анзор Русланович Джамбулатов — в апреле 2023 года числился замначальника Управления ФСБ по Чечне. 

«Они похитили человека, год держали, не избирая меры пресечения, не присваивая какого-либо статуса, не предоставляя права, предусмотренные для подозреваемого, и до сих пор не дают возможность реализовывать их, — говорит правозащитник Алексей Ладухин. — Ему не давали звонить родственникам, не давали встречаться с адвокатом, получать посылки и так далее. А через год назвали подозреваемым». 

Все это время Леонид не получал лечения, назначенное психиатром. Можно предположить, что за год в заключении, который прошел с момента его второго похищения, его состояние ухудшилось еще сильнее. 

По словам правозащитника Алексея Ладухина, надежды на то, что Леонида признают невиновным, практически нет. С 2022 года неизвестно ни об одном оправдательном приговоре для граждан Украины в российском суде или в суде на оккупированных территориях. 

Остается вероятность того, что Леонида могут освободить в результате обмена, когда вместе с военнопленными российская сторона возвращает Украине гражданских заложников. По словам правозащитников, уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец работает над освобождением Леонида. 

С Леонидом Поповым по-прежнему нет связи.

«‎Важные истории» продолжают собирать информацию о похищениях мирных жителей на оккупированных территориях. Если вам известно о случаях похищений или о тех, кто был похищен, но смог выбраться, свяжитесь с нами по почте uzhvak@istories.media или в телеграм-боте. 

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie