Бывший сотрудник «Вагнера» разоблачил работу российской пропаганды в ЦАР

Эфрем Ялике был членом организации по распространению дезинформации в ЦАР. Ему удалось сбежать из страны и рассказать, как Россия стремится влиять на общественное мнение в Африке

Available in English
Дата
21 нояб. 2024
Авторы
Ирина Долинина, Леа Перюшон
Бывший сотрудник «Вагнера» разоблачил работу российской пропаганды в ЦАР
Иллюстрация: Mélody Da Fonseca / Forbidden Stories

В феврале 2024 года в аэропорту столицы ЦАР Банги был задержан 29-летний журналист Эфрем Ялике. Он пытался покинуть страну вместе со своей семьей, но уже у гейта его сняли с рейса и отвели на допрос. 

«Вы думаете, что будете иметь дело с нами, но вами будут заниматься русские», — сказал ему комиссар полиции. После этого Ялике понял: чтобы спасти свою жизнь, он должен покинуть страну любой ценой. 

«Я понял, откуда пришел приказ», — говорит Ялике. Он несколько лет работал в ЦАР на российскую пропаганду, распространяя дезинформацию в СМИ. В конце концов он решил прекратить сотрудничество с россиянами и предать огласке то, чем ему приходилось заниматься. Но делать это, находясь в ЦАР, было опасно. В июле 2018 года только за попытку узнать подробности о деятельности Евгения Пригожина и его «Вагнера» в ЦАР были убиты российские журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко. 

Тогда Ялике решил покинуть страну. Потерпев неудачу в аэропорту, через несколько дней он все же смог сбежать из ЦАР — уплыв на каноэ в Демократическую Республику Конго. В конце концов он оказался во Франции, где поделился с журналистами секретами о работе когда-то пригожинских структур в ЦАР. 

Во главе с французским консорциумом журналистов Forbidden Stories* «Важные истории» и ведущие мировые издания Le Monde, Paper Trail Media, Der Spiegel, Der Standard, Radio France, Центр «Досье», The Continent и Actualité.cd верифицировали информацию Ялике о работе россиян над масштабными кампаниями по дезинформации в Африке. Рассказываем главное из международного расследования «Машина пропаганды». 

Кто такой «Миша»

В ноябре 2019 года Эфрем Ялике встретился в популярной среди эмигрантов кондитерской в Банги с молодым мужчиной, который был знаком ему по «Фейсбуку» под именем «Миша». Миша знал всего несколько слов на французском и с помощью переводчика сделал Ялике весьма заманчивое предложение: публиковать хвалебные для армии ЦАР и российских партнеров материалы, плата за каждый — 30 тыс. африканских франков (45 евро). Даже за три статьи в месяц Ялике мог бы зарабатывать больше месячной зарплаты журналиста в ЦАР. На работу он согласился. 

Журналистам проекта «Машина пропаганды» удалось верифицировать личность «Миши» благодаря тому, что Ялике вывез с собой его фотографии.

Михаил Прудников на работе в Центральноафриканской Республике
Михаил Прудников на работе в Центральноафриканской Республике
Фото: Forbidden Stories
Михаил Прудников в период своей политической деятельности в России в 2010 году
Михаил Прудников в период своей политической деятельности в России в 2010 году
Фото: liveinternet.ru

На фото — 38-летний Михаил Прудников из Тамбовской области. Прудников — бывший участник пропутинского молодежного движения «Наши», в 2010 году участвовал в выборах в Тамбовскую городскую думу, но не прошел. Был членом комиссии Общественной палаты РФ по поддержке молодежных инициатив — в интернете доступна информация об организованном им в 2016 году семинаре о том, как можно с помощью «мягкой силы» доносить позицию России за рубежом. 

Через несколько лет Прудников уже занимался этим на практике — он попал в пригожинские структуры.

Как обнаружил еще один участник проекта «Машина пропаганды», Центр «Досье», в 2019 году фамилия Прудникова появилась в документе структур Пригожина под названием «штатное расписание проекта Судан политология (основной персонал)» в качестве одного из ответственных за округ. В 2021 году Прудников занимал позицию «главного медиаменеджера». На тот момент он уже работал в Центральноафриканской Республике. 

Часть внутреннего документа пригожинских сотрудников с информацией о Михаиле Прудникове
Часть внутреннего документа пригожинских сотрудников с информацией о Михаиле Прудникове
Источник: Центр «Досье»

Как работали Прудников и его команда в ЦАР 

Прудников работал в организации «Африканская политология» по меньшей мере до 2022 года. В США эта организация находится под санкциями за то, что «разрабатывает стратегии и механизмы, побуждающие страны, выступающие за права человека, свернуть свое присутствие в Африке», участвует в «подрыве западного влияния, дискредитации ООН и ведении судебных исков против западных печатных изданий». 

Возглавлял «Африканскую политологию» еще один бывший «нашист» Сергей Машкевич. Он занимал достаточно высокое место в иерархии структур Пригожина и даже пользовался его личным бизнес-джетом, отмечает Центр «Досье». Машкевич, согласно источникам и документам, которые есть у Центра «Досье», возглавлял африканский бэк-офис Пригожина как минимум до 2022 года.

Прудников и Машкевич активно использовали местные СМИ и журналистов для распространения дезинформации. Эфрем Ялике, которого в кондитерской «завербовал» Прудников, проработал на них с 2019 по 2022 год. На жестком диске, который он смог вывезти с собой во Францию, — десятки написанных им статей, а также переписка со своими российскими кураторами. 

Помогите «Важным историям»

Как следует из рассказов Ялике, его рабочий день начинался с анализа «всего, что говорилось о русских, о власти, как с положительной, так и с отрицательной стороны». Затем он должен был «написать статью, опровергающую правдивость всего, что говорят оппоненты или критики». После чего эти статьи рассылались в различные газеты Банги, которые публиковали их в обмен на оплату. После публикации статьи каждый журналист, к которому обращался Ялике, получал 10 тыс. франков (15 евро). 

Ялике также освещал срежиссированные «Африканской политологией» акции в стране. Так, он рассказал, что за участие в протестах против миссии ООН в ЦАР местные получали по 2 тыс. африканских франков (три евро). Еще одной задачей Ялике было поставлять на радиостанции поддерживающих режим и его российских союзников экспертов.

«Когда русские стоят за определенными указами, они любыми способами пытаются дать людям понять, что широкие слои населения поддерживают его», — рассказал Ялике.

На пике своего сотрудничества с «Африканской политологией» Ялике зарабатывал 500 тыс. франков (766 евро) в месяц. Деньги он получал наличными на базе «Вагнера» Камп-де-Ру в Банги, никакого трудового договора он не заключал, а все общение с Прудниковым и другими кураторами чаще всего ограничивалось перепиской в «Телеграме».

Чем обернулось сотрудничество с пригожинцами

В конце февраля 2022 года Ялике получил задачу отправиться вместе с Михаилом Прудниковым в город Буар на западе ЦАР. 

В Буаре Ялике должен был опросить местных жителей, которые якобы пострадали от повстанческих группировок. По официальной версии, повстанцы пытались украсть скот у местных пастухов, завязалась перестрелка, пастухи были сильно ранены. Вагнеровцы, в свою очередь, оказали им помощь и доставили в больницу. «По лицам двух парней на кровати я видел, что им очень некомфортно, — вспоминает Ялике. — Как будто их заставляли что-то делать... язык их тела...».

Когда Ялике вернулся в Банги, его одолели сомнения, и он решил встретиться с Прудниковым и спросить его напрямую о случившемся. «Он признал, что на самом деле это русские напали на пастухов», — говорит Ялике. Тем не менее Ялике написал статью, в которой повторил рассказанную ему версию и отметил доброту членов ЧВК «Вагнера», которые позаботились о двух раненых.

После того как месяц спустя в конкурирующей газете вышла статья с реальным описанием событий, Прудников и его команда стали в панике искать «крота». Учитывая, что он был на месте преступления и встречался с жертвами, Ялике был первым в списке подозреваемых. Вооруженные Прудников и его переводчик забрали Ялике из его дома и привезли в лес в 26 км от Банги. 

В лесу Прудников угрожал убить Ялике, если тот не расскажет правду. Вместе с переводчиком они проверили телефон журналиста, позвонили всем его знакомым с вопросами, но не нашли ничего компрометирующего. Они оставили Ялике одного на обочине дороги. Тогда он, наконец, осознал, на кого работает, и понял, что нужно спасаться как можно скорее, говорит мужчина. 

Эфрем Ялике на интервью с журналистами после своего побега
Эфрем Ялике на интервью с журналистами после своего побега
Фото: Forbidden Stories

Ялике смог сбежать из страны с помощью платформы по защите информаторов в Африке (PPLAAF). Вскоре он воссоединился со своей семьей. 

Михаил Прудников до сих пор работает в ЦАР. Он прочитал сообщение журналистки «Важных историй» в «Телеграме», но не ответил на вопросы. 

После гибели Евгения Пригожина в августе 2023 года вместо «Африканской политологии» курировать проекты по дезинформации в Африке стало информационное агентство «Африканская инициатива». На работу туда перешли бывшие сотрудники Евгения Пригожина.

*Французский консорциум Forbidden Stories («Запрещенные истории») — это международная сеть журналистов, которые продолжают работу убитых или находящихся под угрозами коллег со всего мира.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie