Чего добилась российская армия
Продвижение россиян минимально, а потери очень велики.
Для наступления в Курской области российское командование накопило около 50 тыс. человек, в том числе более 10 тыс. военных, прибывших из Северной Кореи, писала The New York Times. В августе источники издания в Пентагоне говорили, что именно такие силы понадобятся россиянам, чтобы выбить противника со своей территории.
Наступление началось 7 ноября. Российская армия действует на двух участках: в районе Погребков, на севере контролируемой Украиной территории, и в районе Любимовки и Новоивановки на востоке. По данным украинского OSINT-проекта DeepState, немного продвинуться россиянами удалось лишь к югу от Любимовки, где ВСУ отступили к реке Снагость, и у Погребков. ВСУ потеряли около 16 кв. км. Для сравнения: за сентябрь и октябрь территория Курской области под контролем Украины сократилась примерно в два раза, такие оценки дают и DeepState, и западные СМИ. Сейчас ВСУ удерживают около 500 кв. км.
С самого начала наступления и украинская сторона, и российские Z-каналы говорят о больших потерях россиян. В первый же день под Погребками была разгромлена колонна 810-й бригады морской пехоты — техника подорвалась на минах, а потом колонну добили артиллерия и FPV-дроны. Потери — около 15 единиц техники и несколько десятков бойцов. Z-каналы сравнили этот бой со штурмами Угледара, Авдеевки и неудачными попытками переправ через реки в 2022 и 2023 году. Причинами неподготовленной атаки они называют отсутствие разведки, нехватку средств для разминирования и вранье в докладах: командование отправило колонну на штурм, думая, что дорога находится под контролем россиян. «Проблемы начались, когда флаги взяли в кредит (то есть контроля над флагами не было, но командованию доложили, что есть. — Прим. ред.) и отчитались об этом наверх. А раз фланги свободны, можно наступать», — написал блогер Роман Сапоньков.
За неделю ситуация, кажется, не изменилась. «Чтобы подтвердить, что мы якобы контролируем Орловку, Погребки и Новые и Старые Сорочины, которые по докладам уже якобы наши, прямо сейчас истекает кровью 810-я бригада. Которую каждый день отправляют на неподготовленные штурмы», — написал 14 ноября Z-блогер Юрий Подоляка. «После того злополучного наката 7 ноября было принято решение беречь технику, но не людей», — добавляет «Северный канал».
Большие потери российской армии подтверждают и украинские военные. Только за несколько дней бойцы ВСУ подбили более 50 единиц техники, в том числе танки и БТР, рассказал The Washington Post разведчик 82-й бригады. По его словам, россияне повторяют одни и те же ошибки: двигаются по дорогам, находящимся под огнем ВСУ, теряются на местности и даже обстреливают собственные позиции.
Немецкий военный аналитик Юлиан Репке писал, что за первые дни наступления россияне потеряли 28 единиц техники и более 200 человек.
В Курской области ВСУ задействует свои лучшие подразделения и проводит ротации гораздо чаще, чем на других участках фронта, рассказывали украинские военные испанскому El Pais. Части оснащены лучшей западной техникой, в том числе танками Leopard и Abrams. «Мы держим фронт. Стало тяжелее, но у нас есть средства», — говорит оператор дронов из 82-й бригады ВСУ.
Помогут ли ВСУ ATACMS
Президент США Джо Байден снял запрет на применение дальнобойных баллистических ракет ATACMS дальностью около 300 км по международно признанной территории России, сообщили 17 ноября западные СМИ со ссылкой на источники. Главная цель этого решения — оказать давление на северокорейского диктатора Ким Чен Ына и вынудить его отказаться от отправки своих военных на войну с Украиной. Ожидается, что сначала ВСУ будут использовать ATACMS только в Курской области, но потом могут начать бить ими и по другим регионам.
Информации о массовом участии северокорейских военных в боях пока нет. Об их первом столкновении с ВСУ в Курской области источники сообщили 5 ноября. 7-го числа Владимир Зеленский рассказал, что солдаты из КНДР понесли первые потери. На прошлой неделе их участие в боях подтвердили госсекретарь США Энтони Блинкен и южнокорейская разведка.
По данным Bloomberg, руководство КНДР может отправить на войну около 100 тыс. военных. Однако речь не идет об одномоментном присутствии такой группировки: каждые несколько месяцев планируется ротация 15 тыс. бойцов.
Украинские власти узнали о решении Байдена еще 14 ноября. «Ракеты сами за себя скажут. Обязательно», — прокомментировал новость Владимир Зеленский. В ночь на 19 ноября состоялось первое применение дальнобойных ATACMS по территории России, причем не по Курской, а по Брянской области, где был поражен склад боеприпасов. По данным источника Reuters, ВСУ запустили восемь ракет, только две из них были перехвачены.
По подсчетам американского Института изучения войны (ISW), в зоне досягаемости ATACMS находятся 245 военных и «околовоенных» объектов, в том числе 16 военных аэродромов. Один из них, Халино, находится под Курском. Впрочем, как говорят американские военные, российская армия уже вывела почти все критически важное оружие из-под ударов ATACMS.
В Курской области применение дальнобойных ракет поможет ВСУ удерживать позиции, считает несколько раз бывавший на фронте военный эксперт Майкл Кофман. Кардинально повлиять на ход войны ATACMS не смогут.
Проблемы запрета или ограничения на использования ATACMS в реальности никогда не существовало — есть проблема в возможности их поставок, считает российский военный аналитик Павел Лузин: «Если произойдет расширение географии их использования, значит, возможности поставок наконец-то увеличились. Но это не значит, что там бездонные залежи этих ракет. Всё измеряется максимум дополнительными десятками, вряд ли сотнями». Для российской армии это означает отвод комплексов ПВО большой дальности, мест сосредоточения войск, штабов и складов дальше от линии фронта. Из-за ограниченного числа ATACMS ВСУ необходимо тщательно выбирать цели.
По данным The Times, сейчас у украинской армии есть около 50 ATACMS.
Сколько еще ВСУ смогут обороняться в Курской области
Цель Владимира Путина — выбить ВСУ из Курской области до запланированной на 20 января инаугурации Дональда Трампа, написала на прошлой неделе британская The Times со ссылкой на источники в НАТО. От Трампа ждут, что после вступления в должность он усадит Украину и Россию за стол переговоров. Путин хочет, чтобы к этому моменту под контролем ВСУ не было российских территорий, иначе ему, возможно, придется обменять их на часть захваченных украинских земель.
«Путин настроен на то, чтобы к инаугурации Трампа убрать курский выступ. Думаю, именно это мы видим сейчас», — считает британский политолог и историк Марк Галеотти. Высокие потери российской армии он связывает именно с тем, что ей приходится действовать в установленных временных рамках: командиры готовы к жертвам, но даже россияне не могут терять так много людей очень долго.
Как долго украинцы смогут удерживать позиции в Курской области, зависит от количества солдат, которыми Путин готов пожертвовать, и от готовности перенести основные усилия на Курскую область в ущерб наступательным действиям на территории Украины, считает российский военный эксперт Кирилл Михайлов: «Тех сил, которые участвуют в наступлении сейчас, вероятно, недостаточно с учетом масштабных потерь». Если россияне не перебросят части с других направлений, то сдерживать наступление в течение двух месяцев для ВСУ вполне реально.
Военный эксперт Ян Матвеев также называет шансы украинцев удерживать оборону до инаугурации Трампа достаточно высокими — особенно после разрешения использовать ATACMS. Аналитик отмечает, что в Курской области у россиян не получается использовать корректируемые авиабомбы так же эффективно, как на других участках фронта. Скорее всего, это связано с тем, что у ВСУ почти нет стационарных позиций, они активно перемещаются и скрывают пехоту с техникой в лесах. «Кроме того, российская авиация, насколько мне известно, пока не бомбит Суджу и окрестности. А как раз там проходят главные транспортные артерии Курского фронта», — добавляет он.
«Если украинцы будут держаться и сражаться, то у них есть хорошие оборонительные позиции и несколько рек, чтобы держать оборону. Если они смогут это сделать, то можно ждать кровавых боев с медленным продвижением россиян. Но если украинцы не справятся или их моральный дух упадет, всё может произойти гораздо быстрее», — считает бывший аналитик НАТО, сотрудник университета Бата Патрик Бери.