Украина уже две недели наступает в Курской области. Чего она добилась и что будет дальше
Судя по всему, ВСУ готовятся удерживать захваченные территории. Военные эксперты объясняют, какие у них шансы
Available in EnglishЧто ВСУ захватили за две недели
В ходе начавшегося 6 августа наступления в Курской области ВСУ захватили 92 населенных пункта и контролируют около 1250 кв. км, заявил вечером 19 августа Владимир Зеленский. Украинский OSINT-проект DeepState считает, что под контролем украинских военных находится около 650 кв. км, еще около 600 — в серой зоне. По оценкам американского Института изучения войны (ISW), наступление идет по ширине примерно 56 км, вглубь территории России украинцы продвинулись до 28 км. Самый крупный из захваченных населенных пунктов — райцентр Суджа. ВСУ создали там военную комендатуру, в городе побывали украинские и западные журналисты.
Почему украинские военные не встретили практически никакого сопротивления на границе, «Важные истории» писали здесь.
К востоку и северо-востоку от Суджи россиянам, судя по всему, удалось остановить продвижение противника. Однако на других направлениях наступление ВСУ продолжается, хотя и не такими темпами, как в первые дни. К северу украинцы продвигаются к райцентру Льгову, от него всего 25 км до Курчатова и Курской АЭС. К северо-западу идут бои за еще один райцентр — Коренево.
Установить, где проходит линия фронта, сложно, отмечают многие аналитики. Во-первых, это связано с обычным в таких случаях «туманом войны», во-вторых, с тактикой ВСУ. Украинцы действуют мобильными группами: при столкновении с россиянами, например с опорным пунктом, часть группы вступает в бой, связывая противника, а часть продолжает движение. Особенно эффективной эта тактика была в первые дни операции. Позднее, когда россияне подтянули резервы, они стали устраивать засады на небольшие колонны ВСУ. Так произошло, например, под Сафоновкой, примерно в 30 км к северу от Суджи.
В ближайшее время украинцы, вероятно, попытаются взять под контроль большую часть Глушковского района. Этот участок с юга и запада граничит с Украиной, территорию к востоку уже контролируют ВСУ, а северной границей является река Сейм. Все три моста через реку на этом участке украинцы уже разрушили, максимально затруднив снабжение российской группировки. Россияне навели через Сейм две понтонные переправы, одна из них к вечеру 19 августа исчезла — на спутниковых снимках в 500 м от нее был виден дым, пишет «Радио Свобода». Уничтожить понтонный мост достаточно просто, объясняет основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев: «Один артиллерийский снаряд прилетел — и всё, она фактически не действует, пока поврежденную секцию не заменят».
«Я не вижу никаких инструментов у российской армии, которыми бы она могла изменить ситуацию в этом кармане между Сеймом и границей. ВСУ определенно захватят его в ближайшем будущем», — пишет военный эксперт Ян Матвеев.
Судить о потерях сторон пока сложно из-за того же «тумана войны». По подсчетам OSINT-аналитика Naalsio, к 16 августа ВСУ потеряли 51 единицу техники. В основном это бронеавтомобили, но есть также четыре танка, 12 БТР и американская РЗСО HIMARS, уничтоженная в Сумской области. Россияне потеряли 27 единиц техники, в том числе шесть танков и три БТР.
Важным достижением украинское руководство называет взятие в плен российских военных, их планируется обменять на украинцев. «Это важно. Это приближает освобождение наших военных, наших гражданских из российского плена», — заявлял Владимир Зеленский. Через неделю после начала наступления украинский президент говорил о сотнях пленных, по подсчетам участника украинской группы «Информационное сопротивление» Александра Коваленко, к 16 августа их было около 2500, подтверждения этой информации нет. Среди пленных много срочников, «Важные истории» установили имена 25 из них. Как пропавших призывников ищут их родственники, мы писали здесь.
Какие цели преследует Украина и удается ли их добиться
Отвлечь силы российской армии. В масштабах всего фронта ВСУ пытаются заставить российское командование перебросить в Курскую область части с других направлений, говорят аналитики с первых дней наступления. В первую очередь, украинцы хотели бы ослабить российскую группировку, ведущую наступление на Покровск и Торецк в Донецкой области — именно на этом направлении в последние месяцы россияне продвигаются особенно успешно.
В лучшем случае пока эту задачу удалось выполнить лишь частично. 15 августа о переброске российских подразделений из Украины в Курскую область сообщил Джон Кирби, представитель Белого дома по вопросам национальной безопасности. По данным Wall Street Journal, речь может идти о нескольких неполных бригадах общей численностью до 5 тыс. человек, причем одну из них отправили из Донецкой области. Чтобы выбить ВСУ, россиянам может понадобиться еще около 20 тыс. хорошо подготовленных бойцов. Пока из Донецкой области в Курскую, вероятно, перебросили батальон интернациональной бригады «Пятнашка» и часть 200-й мотострелковой бригады, штурмующей Часов Яр, считают в ISW.
Если российское командование действительно отправляет в Курскую область части из Украины, то она точно не будет снимать их из-под Покровска и Торецка. Сначала резервы заберут с менее важных сейчас направлений, например из Запорожской и Херсонской областей, и в ВСУ наверняка должны понимать эту логику, считает основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев. С другой стороны, чтобы не допустить дальнейшего продвижения ВСУ в Курской области, россиянам нужно стянуть туда резервы как можно быстрее, говорит Марк Кансиан, полковник ВМС США в отставке, старший советник Центра стратегических и международных исследований (CSIS). Поэтому нельзя исключать переброску войск из Донецкой области — это значительно проще, чем из Херсонской или Запорожской.
После начала операции в Курской области снижения темпов российского наступления на Покровск и Торецк Левиев не замечает. Источник The Economist в украинском правительстве говорит, что с 16 августа активность российских войск в Донбассе заметно снизилась, но только не на покровском направлении.
Если россияне, несмотря на ситуацию в Курской области, продолжат наступать на Покровск и Торецк и добьются успеха, возникает вопрос о целесообразности операции ВСУ на территории России. По оценкам Wall Street Journal, в наступлении задействовано около 10 тыс. украинских бойцов. В какой-то момент украинское командование может оказаться перед выбором: возвращать эту группировку для обороны Донецкой области или поставить фронт под угрозу прорыва россиян, пишет The Times. Само наступление под Курском с каждым днем становится все более рискованным: потери ВСУ растут, а россияне подтягивают все больше резервов, отмечает The Economist.
«Множественные эффекты, достигнутые в результате операции в Курской области, намного превышают эффекты от возможной остановки российских войск на покровском направлении», — говорит бывший советник Офиса президента Украины Алексей Арестович. Использование накопленных резервов на территории России он считает более оправданным, чем «просто кинуть их под Покровск, просто там их “сточить”, замедлить на какое-то время [российское наступление] и продолжить отступать».
Улучшить позиции на возможных мирных переговорах. «В Курской области мы отчетливо видим, как военный инструмент используется для того, чтобы убедить РФ вступить в честный переговорный процесс», — написал в пятницу советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк. Украину не устраивает не только ультиматум Путина о выводе войск из четырех украинских регионов в административных границах, но и возможная заморозка конфликта по существующей линии фронта. Если Украина контролирует часть международно признанной территории России, то теоретически ее можно обменять на оккупированные земли Украины (или хотя бы их часть).
Вопрос в том, как именно наступление ВСУ в Курской области повлияет на желание Владимира Путина вести переговоры. «Судя по всему, противник стремится к улучшению своих переговорных позиций в будущем. Но о каких переговорах вообще может идти речь? <...> О чем с ними вообще можно говорить?» — сказал Путин на седьмой день наступления. Перспективы переговоров стали более отдаленными, заявили New York Times два бывших высокопоставленных российских чиновника, близких Кремлю. Теперь Путин хочет «не мира, а мести», говорит один из них. По словам источников, Путин уверен, что у российской армии есть превосходство в живой силе и вооружениях.
Наступление ВСУ уже привело к срыву «непрямых переговоров» между Россией и Украиной в Катаре, на которых стороны должны были договориться о прекращении ударов по энергетической инфраструктуре, пишет Washington Post. Полностью из переговоров россияне не вышли, попросив дать им время, говорит один из собеседников издания. По словам российского источника, теперь Путин вряд ли пойдет на такие договоренности: «Российское руководство обычно не идет на компромиссы под давлением».
Убедить Запад увеличить военную помощь. Украине нужно, чтобы США сняли все ограничения на использование своего оружия на российской территории, в первую очередь дальнобойных ракет ATACMS.
После начала майского наступления России в Харьковской области руководство США разрешило ВСУ наносить удары своим оружием по приграничным районам РФ, откуда россияне обстреливали Украину и где накапливали силы. При наступлении в Курской области украинцы использовали американские бронетранспортеры Stryker и другую технику, однако до сих пор они не вышли за границы, установленные США, поэтому «технически» американский запрет не нарушен, пишет CNN.
Снять все ограничения на удары ракетами ATACMS американцы пока не готовы, они настаивают, чтобы боеприпасы и дальше использовались для атак по Крыму и другим оккупированным территориям. Это может быть связано не с тем, что США опасаются эскалации войны, а с ограниченным количеством ATACMS. Кроме того, американцы не дают согласие на то, чтобы украинцы без ограничений применяли британские ракеты Storm Shadow, пишет The Times. Руководство Великобритании готово на такой шаг, но его должны одобрить США и другие партнеры по НАТО.
После начала наступления стало известно, что в администрации Джо Байдена обсуждают возможность передать Украине дальнобойные крылатые ракеты JASSM. Дальность их действия превышает 300 км, запускать JASSM можно с самолетов F-16, первые из которых ВСУ получили этим летом.
Союзники накладывают ограничения не только на использование своего оружия, но и на военные операции ВСУ. Так, украинское командование держало планы наступления в Курской области втайне от США, так как опасалось, что те могут помешать проведению операции. По данным The Economist, в прошлом союзники уже дважды вмешивались в планы ВСУ: в первый раз они передали информацию россиянам, а во второй дали указание отменить операцию. В случае с Курской областью американцы оказались поставленными перед фактом и не стали возражать.
Захват части Курской области может убедить Запад в способности Украины проводить успешные наступательные операции — их не было с осени 2022 года. Важный момент: хоть Россия и заявила, что за наступлением ВСУ стоит Запад, но не сделала ничего, что привело бы к эскалации войны, пишет Международный институт стратегических исследований (IISS). «Аргументы о том, что Запад, поддерживая Украину, должен учитывать российские “красные линии”, в том числе ограничивать применение своего оружия, стал слабее. Запад может начать менее скептически относиться к стойкости Украины и меньше бояться эскалации со стороны России», — считают аналитики.
«Вся наивная, иллюзорная концепция так называемых красных линий по России, царившая в оценках войны некоторых партнеров, рассыпалась в эти дни где-то под Суджей», — сказал вечером в понедельник Зеленский.
Что будет дальше
У украинской группировки в Курской области есть три варианта действий: пытаться продолжать наступление вглубь России, закрепиться на захваченной территории или отступить в Украину.
Владимир Зеленский требует от главкома ВСУ Александра Сырского продолжать наступление и добиваться «максимального прогресса», но генерал проявляет осторожность и расширяет фланги вдоль границы, говорит источник The Economist в украинском Генштабе. «Сырский не дурак. Он знает, что бросаться вперед — значит рисковать всей операцией», — считает собеседник.
«Главный риск для Украины в том, что ее силы слишком растянутся и будут отрезаны [от украинской территории], — соглашается Марк Кансиан из CSIS. — Это стало бы военной и политической катастрофой». Аналитик считает, что ВСУ сейчас закрепляются в Курской области и готовятся удерживать позиции. Украинцы не будут наступать не только из-за нехватки сил, но и в связи с позицией союзников, которые опасаются, что дальнейшее продвижение вглубь российской территории приведет к эскалации.
ВСУ способны удерживать оборону в Курской области от нескольких недель до нескольких месяцев: многое будет зависеть от того, какие силы российское командование перебросит из Украины, считает российский военный эксперт Кирилл Михайлов. При этом украинцы столкнутся с проблемами, связанными именно с тем, что они ведут боевые действия на чужой территории. Во-первых, в России не работают терминалы Starlink, используемые для связи и применения беспилотников. Во-вторых, поддерживать войска артиллерией и дронами будет сложнее в связи с отдаленностью новой линии фронта от границы. В-третьих, там нет надежных укреплений, хотя украинцы попытаются создать их до того, как Россия соберет мощную группировку.
Но есть и плюс: пока российская армия массово не наносит ударов планирующими авиабомбами по жилой застройке, как она это делает на территории Украины. «Если россияне не захотят уничтожать собственные города и села, держать оборону населенных пунктов ВСУ будет легче. Хотя, имея дело с российской армией, ни в чем нельзя быть уверенным», — говорит Михайлов.
«В целом, эта достаточно сложная, но не невозможная задача, особенно если ВСУ выйдут на выгодные оборонительные рубежи. Пример того, как они пытаются это сделать, — уничтожение мостов через реку Сейм с целью последующей зачистки Глушковского района, выхода к этой реке и строительства обороны с опорой на нее», — объясняет аналитик.
Если ВСУ по каким-то причинам решат отступить из Курской области, они смогут сделать это достаточно организованно и без больших потерь. «Даже ВС РФ, находясь в 2022 году в гораздо более сложной логистической ситуации в Херсонской области, смогли отойти через Днепр и оставить там не так много трофеев, как до этого в Харьковской области, — напоминает Михайлов. — Думаю, такая задача для ВСУ вполне выполнима».
В случае вывода войск из Курской области ВСУ сохранят мощную группировку. Она может и дальше быть угрозой в любом месте на границе с Россией — в Белгородской, Курской или Брянской областях. Возможно, это заставит россиян укреплять границу, перебрасывая туда войска с других участков фронта. «Разумеется, эту группировку можно использовать и внутри Украины», — говорит эксперт.