Главный грузинский политик не сдержал слова
«Хозяин Грузии» Бидзина Иванишвили, вопреки обещаниям, так и не избавился от всей российской собственности
Председатель правящей политической партии Грузии Бидзина Иванишвили давно и неоднократно обещал, что избавится от своего российского имущества.
«Я все активнее прихожу в политику и, соответственно, не хочу, чтобы у кого-то остались сомнения насчет того, что я привязан к России в деловом и финансовом плане. <...> Моя собственность в России однозначно помешала бы этому процессу», — говорил Иванишвили Forbes еще в 2012 году.
Но вопреки обещаниям собственность в России есть у него до сих пор — это выяснили «Важные истории» совместно с Центром исследования коррупции и оргпреступности (OCCRP), грузинскими Studio Monitor, iFact и Transparency International — Georgia. И хотя российское имущество Иванишвили невелико, по сравнению с его состоянием, — оно может послужить поводом для санкций и недоверия к словам политика.
Депозиты и земля в Подмосковье
В России Иванишвили принадлежит компания «Аква-Спейс». Он владеет ей через офшорную фирму на Британских Виргинских островах. В 2023 году компания направляла десятки миллионов рублей на срочные депозиты в подконтрольном государству Сбербанке (который находится под санкциями), а затем снимала их с процентным доходом. По итогам 2023 года «Аква-Спейс» зафиксировала общую прибыль — почти 800 тыс. долларов.
Основной вид деятельности «Аква-Спейс», по данным российского госреестра юрлиц, — покупка и продажа собственных нежилых зданий и помещений. Согласно финансовой документации компании, на ее счета с 2023 года поступала ежемесячная арендная плата — суммарно около 94 тыс. долларов — за сдачу дома в престижном «поселке художников» в районе Сокол в Москве. Этот дом по-прежнему принадлежит супруге политика Екатерине Хведелидзе и их сыну Уте. Впервые о владении стало известно из декларации Иванишвили 2012 года.
Большую часть арендной платы (около 800 тыс. рублей в месяц), как следует из той же финансовой документации, «Аква-Спейс» переводила на банковский счет Хведелидзе в подконтрольный государству ВТБ (также под санкциями).
В ближайшем Подмосковье — в деревне Измалково, вблизи знаменитого поселка советских поэтов и писателей Переделкино, — семья Иванишвили владеет настоящим поместьем. У «Аква-Спейс» в собственности почти 3 га земли в экологической зоне, предназначенной для рекреационных целей. А супруга Иванишвили владеет домом и еще шестью земельными участками, площадью 2,5 га. Один из них она приобрела в 2024 году у двоюродного брата и давнего соратника своего мужа — бизнесмена Учи Мамацашвили.
Совокупная рыночная стоимость подобных владений может достигать нескольких миллиардов рублей. Оценить точнее невозможно из-за отсутствия аналогичных предложений на рынке недвижимости.
Возможны вторичные санкции
Взаимодействие с подсанкционными юрлицами (в данном случае — с российскими банками) может грозить вторичными санкциями, но по факту они вводятся далеко не всегда, замечает глава российского отделения Transparency International Илья Шуманов.
«С учетом величины фигуры Иванишвили, того, что он является политически значимым лицом, а также антидемократических процессов, происходящих в Грузии, есть потенциал для введения в отношении него вторичных санкций. Даже за получение небольшой (по сравнению с общим масштабом его капитала) прибыли через подсанкционный банк», — полагает Шуманов. Состояние Иванишвили, по оценке Bloomberg — 7 млрд долларов, сопоставимо с бюджетом Грузии в этом году (10 млрд долларов).
В грузинскую политику Иванишвили пришел из российского бизнеса (мы рассказывали об этом здесь), из-за чего его подозревают в связях с Кремлем. Поводами для всё больших подозрений становились то слитый телефонный разговор с российским миллиардером, то обвинение бывшего генпрокурора Грузии, вхожего в близкий круг Иванишвили, в работе на российскую ФСБ «для [распространения] влияния на грузинское общество и политику в интересах России». Наконец, продвижение самим Иванишвили аналога российского закона об иноагентах, в грузинском варианте — закона «О прозрачности иностранного влияния», вызвавшего многотысячные протесты в Тбилиси.
По убеждению протестующих, закон будет использован для подавления оппозиции и неконтролируемых властью медиа, как это было сделано в России. Из-за принятия закона об иноагентах Брюссель приостановил процесс вступления Грузии в ЕС, а Вашингтон — программу помощи Грузии в размере $95 млн.