После начала полномасштабной войны россияне массово жалуются на подорожание ритуальных товаров и услуг. Например, в цене растут памятники, а семьям погибших на войне, по словам вдов, порой приходится платить за них больше обычного. Подорожало и само погребение: местные власти хоронят участников войны в Украине по завышенным ценам. Жители отдельных российских городов массово жалуются, что похороны стали стоить «как свадьба»: ритуальные услуги подорожали в несколько раз, и людям приходится «копить не на мечту, а на погребение».
«Важные истории» объясняют, почему подскочили цены на ритуальные услуги в России.
Насколько подорожали похороны
Средняя стоимость похорон в России по итогам 2023 года составила 54,9 тыс. рублей, и это на 16% больше, чем в 2022 году, когда похороны стоили 47,3 тыс. рублей (подробнее — в разделе «Как мы считали»). В отдельных регионах этот рост оказался выше. Например, в Ленинградской области, где похороны в 2023 году подорожали на 31%, или в Ямало-Ненецком автономном округе, где их стоимость выросла на 54%.
Для расчета средней стоимости похорон мы собрали данные Росстата о выручке всех ритуальных компаний в России в целом и в каждом отдельном регионе за 2022 и 2023 годы. Эти показатели мы разделили на официальные данные Росстата о смертности по стране и в каждом регионе. Подобной методологией, из-за отсутствия альтернативных данных для оценки изменения стоимости похорон в России, также пользовался проект «Похоронный траст», который следит за ситуацией на рынке ритуальных услуг.
Чтобы проанализировать, как со временем дорожают ритуальные услуги, мы взяли данные Росстата о средних ценах на рытье могилы, изготовление гроба и кремацию с 2019 по 2024 год. В тексте мы сравниваем цены за февраль каждого года, чтобы также отразить динамику 2024 года, который еще не закончился. Такое сравнение показывает те же тенденции, которые видны и при сравнении среднегодовых значений.
Для составления топа поставщиков ритуальных услуг, которые выигрывали госконтракты с начала войны, мы собрали все госзакупки с портала «ЕИС Закупки», которые относятся к ритуальным услугам, за период с начала февраля 2022 года по начало мая 2024 года. Чтобы узнать, были ли компании-поставщики в числе лидеров в прошлые годы, мы аналогичным образом составили рейтинги за 2018–2019 и 2020–2021 годы.
По данным Росстата за февраль 2024 года, россиянам пришлось заплатить за рытье могилы в среднем 10,2 тыс. рублей — на 14% больше, чем в прошлом феврале. Для сравнения, в 2020 году, когда Россия столкнулась с пандемией коронавируса, рытье могилы выросло в цене на 2%, а в 2021-м этот рост составил 12%.
Дорожает в России и услуга по изготовлению гроба. На февраль 2024 года, по данным Росстата, ее стоимость по стране в среднем равнялась 7,4 тыс. рублей. За два года (с февраля 2022-го), изготовление гроба подорожало на 66%. В период пандемии коронавируса подорожание услуги было менее стремительным: на 3% за 2020 год и на столько же за 2021 год.
В цене за два года войны, по официальным данным, выросла и услуга кремации. В период с февраля 2022-го по февраль 2024-го кремация подорожала на 52% (с 21 до 32 тыс. рублей). Данные за предыдущие годы Росстат не публиковал, но, как отмечали участники рынка, спрос на кремацию заметно вырос во время пандемии коронавируса.
Почему растут цены на ритуальные услуги
В ритуальном бизнесе, как и в любом другом, на увеличение цен влияет совокупность факторов, объясняет эксперт по ритуальному рынку и владелец одной из похоронных компаний, попросивший об анонимности. В их числе — инфляция, смена курса валют, подорожание сырья (в частности, древесины и металла).
На росте стоимости ритуальных услуг сказалось и введение санкций, отмечает эксперт. Раньше при изготовлении гробов часто использовались лакокрасочные материалы из Италии, а оборудование для крематориев привозилось из Чехии, Венгрии, Германии. Сейчас происходит налаживание импортозамещения, и ритуальный рынок находится «в состоянии переходного периода», подчеркивает он.
Стоимость ритуальных услуг в отдельных регионах может также зависеть от наличия в них игроков-монополистов, диктующих рынку свои условия и свои ценники. Пример такой компании — похоронный дом «Память» в Волгограде, принадлежащий депутату гордумы от «Единой России» Ирине Соловьевой. Как рассказывает эксперт, цены у «Памяти» в период коронавируса были выше, чем в других регионах. В 2021 году монополия Соловьевой была ликвидирована Федеральной антимонопольной службой.
Опираться только на данные Росстата при оценке состояния ритуального рынка эксперт не рекомендует. По его словам, ведомство рассчитывает их на основе официальных отчетов крупных компаний, но большую часть рынка составляют индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане, которые Росстатом никак не учитываются. Поэтому статистика Росстата отражает лишь общую тенденцию, но не полноценно отражает действительность.
Россияне выбирают кремацию, чтобы сэкономить
По собственным наблюдениям эксперта по ритуальному рынку, с которым поговорили «Важные истории», в период с 2019 по 2023 год кремация в среднем по России подорожала на 25%, а изготовление гроба — на 60%. Всплеск цен был замечен во время пандемии коронавируса. Ритуальные компании активно рекомендовали выбирать этот вариант вместо обычного погребения, называя кремацию более безопасным способом.
Спрос на эту услугу, по словам эксперта, продолжает плавно расти и сегодня. Это особенно заметно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Увеличение спроса здесь связано с тем, что кремация обходится дешевле, чем погребение, которое включает в себя оплату гроба, креста, венков, услуг по подготовке могилы и по ее благоустройству в дальнейшем. В небольших регионах ситуация выглядит иначе: крематориев там по-прежнему мало, и они расположены далеко, поэтому с учетом логистических затрат дешевле выйдет обычное погребение.
Конкуренция за госконтракты на похороны растет из-за войны
В 2023 году общая выручка ритуальных компаний, по официальным данным, составила 96,7 млрд рублей. Это на 7,2% больше, чем в 2022 году. За последние пять лет оборот похоронного бизнеса вырос на 51%.
Однако данные Росстата о выручке эксперт по ритуальному рынку называет поверхностными. Во-первых, в них учтены лишь отдельные игроки рынка, которые отчитались о данных по выручке. Во-вторых, взятые за основу цифры, указанные в бухгалтерских отчетностях ритуальных компаний, могут оказаться выдуманными. Многие из них, как отмечает эксперт, «рисуют» данные исходя из своих интересов. Например, занижают показатели прибыли и выручки, чтобы платить меньше налогов, или, наоборот, завышают, чтобы получить больший по сумме кредит.
Рост оборотов рынка соответствует инфляции (по итогам 2022 года она составила почти 11,94% после 8,39% в 2021 году), и похоронный бизнес с точки зрения своей выручки «продолжает развиваться как и всегда», в нем «всё достаточно стабильно», утверждает эксперт.
Рейтинг из 100 лидеров ритуального бизнеса, основанный на финансовых показателях, составил проект «Похоронный траст».
Первое место в нем заняло ГБУ «Ритуал», принадлежащее московской мэрии, с выручкой в 4,8 млрд рублей за 2022 год (официальные данные за 2023 год не опубликованы). Доля организации на столичном рынке ритуального бизнеса, как отмечает «Похоронный траст», составляет 42%.
На втором месте в рейтинге — Валерий Ларькин, владеющий и руководящий десятками компаний в Санкт-Петербурге, которые связаны с похоронным бизнесом. Он в том числе возглавляет Ассоциацию предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, и входящие в нее компании, по данным «Фонтанки», обслуживают 89 городских кладбищ. Общая выручка Ларькина за 2022 год — 3,95 млрд рублей.
Именно Валерий Ларькин организовал похороны основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Также известно, что Ларькин дружит с олигархом и другом детства Владимира Путина Аркадием Ротенбергом и вместе с его племянником Романом входит в президиум Федерации хоккея Санкт-Петербурга.
Третье место в рейтинге заняли Дмитрий Хазов и Анатолий Глухов из Екатеринбурга с общей выручкой в 1,1 млрд рублей за 2022 год. Хазов — заместитель директора муниципальной похоронной службы «Комбинат специализированного обслуживания», Глухов — бывший член преступной группировки «Уралмаш», которого теперь называют «королем» екатеринбургского ритуального бизнеса. В нулевые Глухов вместе с другими членами «Уралмаша» проходил по уголовному делу по факту обстрела здания УБОП из гранатомета и покушения на Эдуарда Росселя, в то время губернатора Свердловской области. Суд Глухова оправдал.
Как пишут екатеринбургские издания, Хазов и Глухов создали в городе «похоронную империю», поставив на руководящие должности в принадлежащих им компаниях в том числе своих родственников.
Если говорить об изменениях после начала российского вторжения в Украину, на рынке ритуальных услуг появились контракты, связанные, например, с захоронением участников боевых действий, и в то же время выросло число желающих участвовать в торгах, отмечает эксперт по ритуальному рынку.
Ритуальные компании, которые раньше в них не участвовали, сейчас делают это «достаточно активно и даже агрессивно», рассказывает эксперт. Он связывает это с проблемами в экономике, вызванными войной, и, как следствие, снижением платежеспособности у населения, в том числе у тех, кто занимается ритуальным бизнесом: «Мы наблюдаем агрессивное поведение у конкурентов на рынке, потому что всем нужно зарабатывать деньги, а значит, нужны и госконтракты». По словам эксперта, для этого похоронные компании, например, дают взятки представителям заказчика, чтобы гарантированно выиграть на торгах и получить контракт.
Первое место — АО «Ритуал-Горбрус», с февраля 2022-го заработала на господрядах 326 млн рублей. Компания зарегистрирована в столице и принадлежит семье Маниловых.
По данным «Похоронного траста», в середине нулевых Маниловы неофициально контролировали работу крупнейшего игрока похоронного рынка России ГБУ «Ритуал», имея там «своих людей», но затем утратили ресурс. С начала войны семья живет в Израиле, а летом 2022 года стало известно о заочном аресте одного из ее членов, Артема Манилова, по обвинению в семи эпизодах крупного мошенничества и создании организованного преступного сообщества.
По версии следствия, ритуальщики проводили конкурсы на осуществление кладбищенских хозработ с нарушениями — так, чтобы в тендерах выигрывали нужные им люди. Артем Манилов эти обвинения отрицает и утверждает, что за делом на него и его бизнес стоит сотрудник УФСБ по Москве и МО подполковник Марат Медоев. Он якобы «еще пять лет назад пояснил, что ему лично поручили заниматься этой [похоронной] отраслью», и допускать к ней посторонних он не хотел. В марте 2023 года Артема Манилова объявили в федеральный розыск.
Второе место — волгоградское ЗАО «Ритуальное предприятие ”Память”», с начала войны заключили госконтракты на 59,7 млн рублей. Компания принадлежит депутату гордумы от «Единой России» Ирине Соловьевой. В предыдущие годы дела у «Памяти» на торгах шли менее активно: в годы пандемии компания заработала на госконтрактах 14 млн рублей, а в 2018–2019 годы не получала госконтрактов.
Третье место — ассоциация «Военные мемориалы», с февраля 2022 года заключила контракты на общую сумму 48,9 млн рублей. Ассоциация занимается содержанием воинских захоронений и ежегодно входит в число лидеров по сумме полученных госконтрактов.
К числу других «агрессивных методов работы» на рынке ритуальных услуг эксперт относит наценки на гробы, венки и другую атрибутику, а также использование серых схем получения клиентов, когда администрации кладбищ или сотрудники моргов направляют родственников погибших к конкретным ритуальным агентам, с которыми у них есть договоренность.
Редакторки: Соня Савина, Алеся Мароховская