Российская армия начала наступление на новом направлении — в Харьковской области. Серьезного прорыва не произошло, однако за четыре дня ВСУ потеряли около десяти сел и 100 кв. км территории.
Как идет наступление
Наступление началось 10 мая из Белгородской области, российские военные перешли границу на двух участках — к северу и северо-востоку от Харькова.
К северу от областного центра россияне, по версии Минобороны РФ, за три дня захватили шесть приграничных сел: Борисовку, Пыльную, Стрелечью, Красное, Мороховец и Олейниково.
Украинский OSINT-проект DeepState подтверждает оккупацию этих населенных пунктов. Кроме того, по данным аналитиков, россияне захватили Зеленое и, вероятно, Лукьянцы. Также они пытаются закрепиться в Глубоком — это село, как говорят украинские военные, имеет важное стратегическое значение. Источник «Украинской правды» утверждает, что россияне пытаются продвигаться в сторону села Липцы к югу от Глубокого. От Липец до северных окраин Харькова менее 20 км.
На втором участке россияне захватили села Плетеневку, Огурцово и Гатище и теперь пытаются взять Волчанск. Это небольшой город в 5 км от границы, в 2019 году там проживало около 19 тыс. человек.
Поздно вечером в воскресенье Генштаб ВСУ сообщил, что в боях за Волчанск российская армия имеет тактические успехи. Россияне задействовали здесь до пяти батальонов, обычно в одном батальоне 400–500 человек. Вероятно, российские военные пытаются перерезать дороги, идущие на северо-восток и на юго-запад от Волчанска, пишет американский институт изучения войны (ISW). Если им это удастся, то снабжение группировки в городе замкнется на шоссе, ведущем на юго-восток — к поселку Белый Колодезь.
Z-каналы пишут, что россияне уже вошли на северную окраину города, в частности об этом сообщает связанный с Минобороны «Рыбарь» и «военкор» Александр Сладков. Информацию подтверждает DeepState. Украинский военный, воюющий в Волчанске, рассказал агентству Reuters, что город находится под контролем ВСУ, а бои идут на окраинах. О боях на окраинах Волчанска в районе Мясокомбината сообщил и воюющий на стороне ВСУ Русский добровольческий корпус.
Российская армия обстреливает Волчанск из артиллерии и сбрасывает на город фугасные авиабомбы. Накануне областное управление Службы по чрезвычайным ситуациям Украины сообщило, что в центре города разрушены десятки многоэтажных и частных домов. На фронте россияне применяют авиабомбы с универсальным модулем планирования и корректировки (УМПК) уже несколько месяцев. Именно это оружие сыграло важную роль во взятии Авдеевки в феврале и в дальнейшем продвижении на разных участках.
Украинские чиновники и военные пока официально не подтверждают потерю населенных пунктов в Харьковской области. Они говорят, что россияне ведут наступательные действия «на направлениях» сел, которые Минобороны РФ и аналитики называют захваченными. Территорию, оккупированную российскими войсками, украинские власти называют серой зоной. Днем в понедельник глава администрации Харьковской области Олег Синегубов сказал об увеличении серой зоны.
С какими проблемами столкнулись ВСУ
Судя по карте DeepState, к 13 мая россияне в результате нового наступления оккупировали более 100 кв. км, еще около 80 км находится в серой зоне.
В воскресенье широко разошлось заявление командира разведподразделения ВСУ Дениса Ярославского о том, что у границы не было оборонительных сооружений. «Первой линии фортификаций и мин просто не было. Враг свободно вошел в серую зону, по всей линии кордона, которая в принципе не должна была быть серой!» — написал военный. Он опубликовал видео, где, как утверждается, небольшие колонны российских войск переходят границу, не встречая сопротивления.
Рубежи обороны на участке российского наступления не привязаны к тактическим высотам, бои идут там, где позиции не оборудованы, поэтому бойцам ВСУ приходится зарываться в посадках, пишет украинский журналист Юрий Бутусов. Волчанск он называет неподготовленным к обороне городом.
Строить фортификационные сооружения в районе Волчанска было сложно, потому что город находится близко к границе, объяснил глава города Тамаз Гамбарашвили. «Ситуация была и есть крайне тяжелая. Потому что сам город очень близко к границе. И вести какие-то строительные работы сейчас прямо на границе очень трудно. <...> Потому что работать под обстрелами очень опасно», — сказал он.
При этом для ВСУ неожиданностью наступление россиян в Харьковской области, судя по всему, не было. «Можно сказать, что действия врага на данном направлении начались по графику, который был известен», — заявил накануне представитель украинской разведки Андрей Юсов. По его словам, разведка передала информацию военным. В США военные также ожидали наступления и помогали ВСУ подготовиться к нему, говорил представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби.
Близость к границе дает россиянам возможность управлять войсками со своей территории и быстро доставлять военным все необходимое, пишет украинский аналитик Константин Машовец из группы «Информационное сопротивление». Однако, если российские военные будут продвигаться вглубь украинской территории, они потеряют это преимущество.
У ВСУ не было возможности затруднить подготовку к наступлению, нанося удары по международно признанной территории России высокоточным западным оружием, добавляет ISW. Именно на таких условиях союзники передают Украине свои вооружения. Разрешение Великобритании наносить удары по российской территории пришло слишком поздно, считают аналитики.
В целом, ВСУ по-прежнему страдают от нехватки вооружений, боеприпасов и личного состава. Дефицит оружия возник, в частности, в связи с тем, что Конгресс США несколько месяцев не одобрял выделение военной помощи на 60,8 млрд долларов. Когда в конце апреля это, наконец, произошло, военные аналитики говорили, что Россия может начать одну или несколько наступательных операций, чтобы провести их раньше, чем оружие поступит на фронт. В пятницу Джон Кирби заявил, что оружие уже начало поступать бойцам ВСУ на поле боя.
С нехваткой бойцов все еще сложнее. Решить эту проблему должен новый закон о мобилизации, но, по оценкам военного аналитика Конрада Музыки, на обучение новобранцев потребуются месяцы. В это время для России будет открыто окно возможностей, а для ВСУ ситуация может начать улучшаться осенью — если все пойдет по плану.
Что будет дальше
В первый день наступления несколько западных СМИ со ссылкой на высокопоставленного украинского военного сообщили, что задача российского наступления — создать 10-километровую буферную зону вдоль границы. О возможности создания «санитарной зоны» в марте говорил Владимир Путин, когда отвечал на вопрос о том, как обезопасить Белгородскую область от обстрелов.
Главная цель россиян — заставить командование ВСУ перебросить в Харьковскую область подкрепления с других участков фронта, говорит источник Financial Times в Минобороны Украины. С ним согласны многие аналитики как на Западе, так и в Украине и России. Австрийский эксперт Франц-Стефан Гади считает, что россияне добиваются переброски подразделений ВСУ из-под Часова Яра, штурм которого идет уже несколько недель. Аналитик OSINT-сообщества Black Bird Group Паси Паройнен отмечает, что под Харьков перебросили 92-ю штурмовую бригаду, защищавшую именно Часов Яр.
Россияне могут отвлечь части ВСУ в Харьковскую область с минимальным риском и не вовлекая слишком больших сил, считает российский военный эксперт Ян Матвеев. Однако цели операции могут измениться: «Будут продвигаться легко — значит, и замахнутся на что-то большее. Вот уже маячит битва за Волчанск — захват города вполне может быть ближайшей целью».
Если российское командование поставит цель захватить Харьков, то было бы логично нанести удары и с других направлений — от границы с северо-запада или от Купянска с востока, продолжает аналитик. «Но, скорее всего, на такие удары не хватит сил. Потому что для эффективной поддержки с восточного фланга нужно было бы продвинуться вперед сразу на 40–50 км. А для этого придется буквально прорывать украинский фронт и активно действовать большими силами», — продолжает Матвеев.
«Если верить различным оценкам численности группировки войск “Север”, то ее точно недостаточно для штурма Харькова», — соглашается военный эксперт Кирилл Михайлов. Эти оценки не превышают 35 тыс. человек, такое число называет, например, Financial Times. Машовец из «Информационного сопротивления» еще до начала наступления писал, что в Белгородской области сосредоточено около 31 тыс. российских военных.
В первые дни наступления украинские военные говорили, что основные силы россияне пока не задействовали. По оценкам OSINT-аналитика Паройнена и украинского эксперта Михаила Самуся, сейчас в наступлении участвуют несколько тысяч российских бойцов. В апреле военные эксперты объясняли «Важным историям», что для штурма Харькова необходимо не менее 100 тыс. человек.