«Автомобиль превратился в памятник, на который капают пени»
Власти решили закрыть схему по серому ввозу иномарок. Схему не закрыли, но тысячи россиян выставили на огромные деньги
«Говорили, что будут вводить новые поправки для борьбы с перекупами [перекупщиками иномарок], но все считали, что это будет касаться только юрлиц, а если человек покупает для личных целей, то будет утильсбор по старым ценам. Я была в полной уверенности, ведь я для себя покупала эту машину, не с целью перепродать, это мой единственный автомобиль на данный момент, — рассказывает 33-летняя Марина из Тюмени. — Получается, когда мы уже купили… А мы еще попали в непогоду, задержались и покупали там бензин в Казахстане — я сама за ней ездила. Это было 28-го числа — мы купили, а границу пересекли 30-го числа. И когда приехали, уже начали оформлять машину, осталось только заплатить утилизационный сбор, приезжаю в таможню и мне сообщают, что такие вот правила, что я должна платить коммерческий утильсбор. На мою машину он составляет 1 279 000 рублей, а раньше был 5200 рублей».
Чего хотели
Утилизационный сбор формально представляет собой платеж за переработку автомобиля, когда тот отслужит свое — ради сохранения экологии и т. д. По сути же это уловка российского правительства: в допатриотическую эпоху Россия вступила во Всемирную торговую организацию и была вынуждена снизить импортные пошлины на иномарки. Но отечественный автопром сам себя не защитит, поэтому ввели утилизационный сбор: платят его все — и импортеры иностранных авто, и производители отечественных, но последним государство компенсирует эти платежи. Так отечественные производители автомобилей получают преимущество в цене.
Для частных лиц, которые ввозят авто с целью личного пользования, существуют льготы — платеж составит всего несколько тысяч рублей. Разумеется, этим пользуются автомобильные торговцы: компания завозит иномарку в Кыргызстан или в Казахстан, где импортные пошлины ниже российских, там она проходит таможенную очистку, потом российский перекупщик (физическое лицо) приобретает ее и везет «для личного пользования» в российский автосалон, где машина ждет конечного покупателя. Утилизационный сбор при этом платится по льготной ставке.
Вот эту схему правительство и попыталось закрыть. С 29 октября льготы распространяются только на тех россиян, кто ввозит не больше одного автомобиля в год, не перепродает его в течение года и, главное, если автомобиль проходит растаможку в России.
А без льгот утилизационный платеж вырастает в сотни раз. Например, для бюджетной иномарки старше трех лет (объем двигателя — 1–2 литра) он составляет 529 тыс. рублей, для такого же возраста внедорожника (2–3 литра) — 1,279 млн, а любителям мощных двигателей (более 3,5 литра) придется заплатить 1,624 млн.
Схему это решение полностью не закрывает — по крайней мере в части утилизационного сбора. Например, автомобиль может ввезти в Россию иностранец, а потом сдать на комиссию в салон, где его купит россиянин, который заплатит сбор по льготной ставке. Или российский перекупщик может приобрести автомобиль за границей у физического лица, а не у компании. В общем, рынок найдет способы сэкономить.
Но те россияне, кто ничего не слышал про увеличение сбора и в октябре решил купить себе машину в Казахстане, Армении или Кыргызстане, а потом увидел на таможне огромный счет, попали в трудное положение.
Что получилось
«Денег у меня таких нет — заплатить утилизационный сбор. Я не рассчитывала никак, если бы я знала, я бы не покупала. Сейчас идет пеня уже, я даже боюсь какая, и заплатить не могу, и продать теперь не могу, и вообще ничего не могу с ней сделать», — жалуется Марина.
В одном из телеграм-чатов пострадавших сейчас больше четырех тысяч человек. Они чуть ли не ежедневно пишут обращения к президенту и депутатам и пытаются добиться если не отмены постановления, то хотя бы отсрочки: «Мы считаем, что Правительство втихаря приняло поправки, поставив тысячи простых граждан в абсолютно безвыходное положение, при котором купленный а/м превратился в памятник, на который капают пени. Да потому что откуда нам взять такие баснословные суммы???»
«Для прибывшей машины для личного пользования для молодой семьи требуется утильсбор 1 279 000 рублей. Это 90% от стоимости машины. Ипотека, сейчас кредит на миллион. Еще и утильсбор — 1,3 миллиона! Хорошая поддержка», — написал в чате Динар.
«Моя история схожа с тысячами других. Старый автомобиль был продан, недостающая сумма взята в кредит. Автомобиль был куплен в Корее и растамаживался через Бишкек. Пока машина шла, наше правительство внесло поправки в уже существующий закон. Моя машина за время пути подросла в цене на 850 тысяч рублей», — рассказывает «Важным историям» москвичка Маргарита.
«Мы делаем все, для того чтобы этот утильсбор стал прежним, 5200 рублей. Мы писали и в прокуратуру, и депутатам писали, у нас много запросов, которые ожидают еще рассмотрения, срок — 30 дней. Пока идут отписки, что зарегистрировано, перенаправлено, но результата нет», — рассказывает Олеся из Подмосковья.
Минпромторг сообщил, что готов рассмотреть обращения, Гепрокуратура «взяла на контроль ситуацию». Председатель думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов направил письмо зампреду правительства Дмитрию Григоренко с просьбой отложить введение новых правил до конца года: «Учитывая во многом обоснованные претензии авторов обращений <…> прошу вас дать поручение рассмотреть возможность корректировки негативных последствий сложившейся ситуации — отложить на разумно возможный срок дату вступления в силу указанного выше постановления правительства Российской Федерации». Впрочем, пострадавшие больше надеются на пресс-конференцию президента, которая должна быть в декабре — Путин любит решать простые проблемы в прямом эфире.