«После F-16 наземным частям останется идти и щелбанами добивать». Как американские истребители могут изменить ход войны

Бывший украинский летчик Роман Свитан рассказал, когда американские истребители могут попасть в Украину и как они помогут ВСУ

Дата
24 мая 2023
Автор
Редакция
«После F-16 наземным частям останется идти и щелбанами добивать». Как американские истребители могут изменить ход войны
Фото: Daniel / phcimages / Cover Images / scanpix / leta

«Когда у нас будут F-16, мы выиграем эту войну», — сказал 20 мая спикер ВВС Украины Юрий Игнат. В тот день США официально объявили, что разрешат европейским странам передать Украине свои истребители F-16, а также примут участие в подготовке пилотов. С тех пор новости о работе над передачей ВСУ F-16 появляются каждый день. Главная задача сейчас — быстро обучить необходимое количество украинских летчиков. 

О том, когда Украина сможет получить F-16 и какую роль они могут сыграть в боевых действиях, «Важные истории» поговорили с украинским военным экспертом Романом Свитаном — бывшим военным летчиком, полковником запаса ВСУ.

Когда Украина получит F-16

Сроки поставок истребителей напрямую связаны с тем, как быстро их освоят украинские пилоты.

На обучение человека «с улицы» требуется три-четыре года, говорит Свитан. Однако в Украине сейчас есть несколько сотен летчиков-истребителей с опытом пилотирования советских самолетов — МиГ-29, Су-20, МиГ-21, а также чехословацких L-39. Их можно переучить в течение трех-четырех месяцев. По словам Свитана, опытный летчик-истребитель сможет освоить любой самолет.

«За последние 30 лет в Украине подготовлены сотни человек — именно истребителей. Осталось достаточно людей, которые еще с Советского Союза летают. И профессионалы все — потому что последние восемь-десять лет летали на плохих, старых советских самолетах, но летать приходилось уже в новых условиях. Если научился ездить на „Жигулях“, то на „Мерседесе“ точно поедешь. На F-16 надо просто научиться управлять джойстиком, а не рычагом управления самолетом — РУСом. Этому можно научиться на тренажере. А когда научился управлять джойстиком, один-два полета на самолете, и все — уже готов выполнять боевые задачи», — говорит эксперт.

Минимум самолетов, который есть смысл эксплуатировать в одной стране, — 40 штук, это бригада. Как раз к концу лета – началу осени мы ждем эту бригаду с подготовленными летчиками, способными выполнять боевые задачи.
Роман Свитан, украинский военный эксперт

По словам Свитана, важно, чтобы для обучения украинским летчикам предоставили достаточно тренажеров. 

«Тренажеров мало. Их всего, может быть, сотня штук на весь мир. Их надо задействовать одновременно. Поэтому и создана коалиция — чтобы с десяток стран предоставили свои тренажеры летному составу. Нам нужна сотня летчиков — есть такое количество людей, они готовы выполнять задачи по переучиванию. И научить их за три-четыре месяца можно легко, если этим занимаются с десяток стран. Я думаю, к концу лета – началу осени у нас будет достаточное количество пилотов. Минимум самолетов, который есть смысл эксплуатировать в одной стране, — 40 штук, это бригада. Как раз к концу лета – началу осени мы ждем эту бригаду с подготовленными летчиками, способными выполнять боевые задачи. Ко второму этапу наступления».

О создании коалиции по поставке истребителей на прошлой неделе объявили Великобритания и Нидерланды. Официально о готовности тренировать у себя украинских пилотов на данный момент объявила Польша — об этом во вторник сказал министр обороны страны Мариуш Блащак. Также принять участие в обучении могут Дания, Норвегия и Бельгия, отмечает New York Times. Вероятно, пилоты ВВС США тоже будут тренировать украинцев в Европе. Американские истребители есть на двух европейских авиабазах США — в Германии и Италии.

Как будут использовать F-16

Когда F-16 поступят на вооружение ВСУ, их можно будет использовать для решения двух важных задач — укрепления украинской системы ПВО и огневой поддержки наступающим наземным частям, говорит Свитан.

«Это многофункциональные машины, которые могут выполнять задачу ПВО. У них очень хорошие радары — видят до 300 километров, и ракеты, которые до 200 километров летят. То есть, это истребители-перехватчики, которые выполняют задачу уничтожения всех летательных аппаратов — буквально всех — на большой дальности», — объясняет эксперт.

Истребители F-16 на учениях в Греции
Истребители F-16 на учениях в Греции
Or-8 Florian Fergen / Allied Joint / Planet Pix / scanpix / leta

F-16 не смогут сбить российские стратегические бомбардировщики, обстреливающие Украину крылатыми ракетами. Однако сбить сами ракеты американские самолеты способны, когда те еще находятся над территорией России.

«Перехватить ракету над российской территорией он [F-16] может, не заходя туда. То есть, находясь над Харьковом, он может сбить ракету, которая упадет на Белгород — вообще без проблем. Или на Курск, или на Воронеж. Это я утрирую, просто чтобы показать привязку к местности».

При поддержке наступления истребители F-16 действуют тремя эскадрильями, говорит Свитан. Первая выводит из строя ПВО противника, вторая наносит удары по укреплениям, технике и живой силе противника, третья занимается прикрытием.

«Первая задача — это выведение из строя противовоздушной обороны противника. Занимаются ей специализированные самолеты F-16, это практически летающие станции РЭБ — радиоэлектронной борьбы. На девяти точках подвески каждый самолет может нести девять противорадиолокационных ракет HARM. Пока не будет уничтожена ПВО противника, ни один самолет выходить на боевое применение „по земле“ не будет. 

Там в боевой нагрузке есть много вещей, которые работают против пехоты, против техники непосредственно. По каждой „коробочке“. Это ювелирная работа по уничтожению сил сопротивления противника.
Роман Свитан, украинский военный эксперт

А после уничтожения ПВО на узком участке прорыва выходит эскадрилья F-16 с бомбовой или ракетной нагрузкой и просто перелопачивает все перед наступающими частями, перерывает линию сопротивления, с землей смешивает. Каждая бомба — „полутоннка“, она до десяти метров глубиной воронку делает. Это только глубина, а разлет поражающих элементов там — сотни метров. Там в боевой нагрузке есть много вещей, которые работают против пехоты, против техники непосредственно. По каждой „коробочке“. Это ювелирная работа по уничтожению сил сопротивления противника. И, естественно, наземным частям будет намного проще действовать на перепаханном авиацией направлении — идти и щелбанами добивать.

Ну а третья эскадрилья прикрывает это все сверху как истребители — и эскадрилью РЭБ и эскадрилью бомберов. То есть, с дальними локаторами, со средствами поражения под 200 км эта эскадрилья не допускает на поле боя ни один истребитель противника, ни одну ракету», — объясняет Свитан.

Эксперт уверен, что задачи летнего наступления ВСУ смогут решить без помощи F-16. Он считает, что главный удар украинцы нанесут в Запорожье, чтобы выйти к Азовскому морю и перерезать российский сухопутный коридор в Крым.

«Задачу выхода на Азовское побережье мы можем выполнить под прикрытием зенитно-ракетных комплексов и достаточной артиллерийской подготовки. Потому что ровная земля, приазовское побережье — ровное, как стол. Там легко может идти техника, подтягиваться артиллерия. Прикрываться от авиации противника надо будет с помощью зенитно-ракетных комплексов. А перед танками „огненным валом“ выжигать все, допустим, не на 100 км, как самолетом, а на 30 км. Нужно просто достаточное количество снарядов, которые есть, и достаточное количество стволов, которые есть. А вот выполнять задачу освобождения Донбасса без авиации будет сложно, потому что там чуть ли не гряда за грядой старые горы, речки, озера. То же самое касается и Крыма, кстати. Я думаю, к освобождению Крыма самолеты уже подойдут», — говорит эксперт.

Как защитить F-16 на аэродроме

Проблем с тем, чтобы спрятать F-16 от российских крылатых ракет, быть не должно, считает Свитан. 

«В течение нескольких месяцев или даже года ни одна российская ракета не повредила ни один украинский самолет. За счет рассредоточения. Если одна эскадрилья базируется на одном аэродроме, то самолеты можно так разбросать, что ракетой просто невозможно попасть. Нереально. Откуда знает летчик, который сбрасывает [крылатую ракету] Х-101 за тысячу километров, где в данный момент, возле какого куста, стоит самолет? 

Постоянно идет перемещение самолетов, они не „зависают“. Даже если зашел беспилотник и увидел расположение самолета, пока он вернется обратно, пока передаст данные, пока маршрутизаторы отработают маршрут точки, самолета в том месте уже нет. Их просто перетаскивают. Даже не заморачивались с системами ПВО — именно так все наши самолеты были сохранены. Невозможно попасть крылатой ракетой в самолет, если они рассредоточены. А если еще F-16 будут прикрыты чем-то типа [комплексов ПВО] Patriot или SAMP-T, вообще не подойдет ни одна ракета, как в Киеве. А зайти туда самолетам-штурмовикам просто невозможно, их тоже посбивают. То есть, с воздуха прикрыть — вообще не проблема».

Поделиться