Глава Следственного комитета Бастрыкин заявил, что преступность среди мигрантов выросла в три раза. Так ли это?

Дата-отдел «Важных историй» объясняет на данных

Дата
28 апр. 2023
Глава Следственного комитета Бастрыкин заявил, что преступность среди мигрантов выросла в три раза. Так ли это?
Фото: VASILY MAXIMOV / AFP / Scanpix / LETA

Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин регулярно утверждает, что мигранты в России совершают все больше и больше преступлений. 11 апреля в интервью «Интерфаксу» он в очередной раз заявил, что за год преступность среди иностранцев выросла почти в три раза. Его слова подхватили государственные СМИ и чиновники. «Сколько будем терпеть? Надо срочно вводить визовый режим со странами Центральной Азии. Нельзя превращать Россию в проходной двор», — написал в твиттере глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Рассказываем, как Бастрыкин манипулирует статистикой ради поддержания мифа о мигрантах-преступниках.

Правда ли мигранты стали совершать в три раза больше преступлений?

Как показывают данные Генпрокуратуры, число преступлений со стороны иностранцев и лиц без гражданства действительно выросло — но вовсе не в три раза: в 2021 году ведомство зафиксировало 36 420 таких преступлений, а в 2022-м — 40 154. Однако это не значит, что на улицах начался разгул мигрантской преступности. Более 80% из 3,7 тысячи новых преступлений связаны с незаконным оборотом наркотиков. Краж и других преступлений против собственности стало примерно на 700 случаев больше. А число убийств и изнасилований в сумме выросло менее чем на 100, хотя Бастрыкин утверждает, что их стало в пять раз больше.

Рост числа наркопреступлений, совершенных мигрантами, снова не означает, что в России появились тысячи приезжих, продающих наркотики. Больше половины новых случаев приходится всего на три региона: Челябинскую и Самарскую области, а также Москву. Это связано с изменившейся практикой учета преступлений, объясняет исследователь уголовной политики в России, пожелавший остаться анонимным:

«Теперь каждая закладка (тайник с наркотиком, в котором наркокурьер оставляет заказ, а покупатель позже его забирает.Прим. ред.), даже если ее оставили те же люди примерно в то же время и по одинаковой схеме, учитывается как отдельное преступление. Это подтверждается тем, что число людей, совершивших эти преступления, не выросло практически ни в одном регионе».

Например, в Челябинской области выявлено 274 мигранта, распространявших наркотики, при этом на них приходится более полутора тысяч таких преступлений. В Самарской области — 132 иностранца и 656 совершенных ими наркопреступлений. Эти регионы уже активно внедряют новую практику, другие пока смотрят, как она приживется. А фигурантами таких дел чаще оказываются иностранцы, потому что полицейским легче с ними договориться, говорит исследователь.

По словам Бастрыкина, каждое пятое преступление мигранта — это убийство. Это правда? 

Если верить главе СК, каждое пятое преступление (21%, 893 уголовных дела), которое мигранты совершили в России в 2022 году, — это убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Данные Генпрокуратуры противоречат его словам: в прошлом году ведомство расследовало лишь 380 таких преступлений — это меньше процента от всех преступлений среди иностранцев и лиц без гражданства. Если добавить к ним побои и изнасилования, получится примерно 2,4 тысячи, или около 6% всех преступлений в 2022 году. В целом мигранты, как и россияне, чаще всего совершают кражи и наркопреступления, на третьем месте — подделка документов.

Власти периодически используют мигрантофобию россиян, чтобы отвлечь внимание от других проблем, отмечает исследователь уголовной политики в России. «Мы знаем, что в СК практикуется кампанейщина: в 2013-2014 годах была кампания против педофилов, перед пандемией Бастрыкин оседлал тему халатности врачей, вот и мигрантофобия у нас бывает волнами. Вполне может быть, что сейчас Бастрыкин решил пропиариться на этой теме».

Поддержите «Важные истории»
Благодаря вам мы продолжаем рассказывать важные истории о России

Глава СК действительно требует докладывать ему о расследовании связанных с мигрантами инцидентов, даже тех, которые кажутся незначительными. 16 апреля Бастрыкин поручил провести проверку в связи с дракой с участием мигрантов в Магнитогорске Челябинской области. О происшествии стало известно из соцсетей: пострадавшие и нападавшие спорили в комментариях, кто же спровоцировал конфликт, а дело закончилось примирением сторон.

Пристальное внимание на мигрантов в этом регионе обратили после того, как 9 апреля в Челябинске произошло убийство 11-классника. Подозреваемый — выходец из Таджикистана, вместе с ним задержали еще шестерых его соотечественников. Это привело к жесткой реакции даже в отношении тех мигрантов, которые были непричастны к преступлению: в городе начались массовые рейды, более 100 человек выдворят из России. 

Почему мы должны верить данным Генпрокуратуры, а не словам Бастрыкина?

По словам главы СК, в 2022 году в России было возбуждено 4231 уголовное дело против мигрантов, тогда как Генпрокуратура зафиксировала более 40 тысяч таких преступлений. Откуда такая разница? Скорее всего, Бастрыкин оперирует неполными данными и говорит лишь о внутренней статистике ведомства, а не обо всем массиве преступлений, объясняет исследователь уголовной политики в России: 

«Генпрокуратура отчитывается о расследованных преступлениях. Это те, по которым расследование уже завершено, и уголовное дело либо передано в суд, либо прекращено. А Бастрыкин может оперировать своей внутренней статистикой по делам, находящимся в производстве. Это значит, что в деле есть какой-то подозреваемый, который может быть даже не установлен и описан со слов заявителя. Обычно заявители утверждают, что нападавший выглядел как мигрант или иностранный гражданин, а в ходе расследования может выясниться, что это никакой не мигрант».

Достоверно мы знаем лишь ту статистику преступлений, о которой отчиталась Генпрокуратура: по закону единый статистический учет данных о состоянии преступности должно вести именно это ведомство. Эти цифры меньше подвержены манипуляциям, а доверять им можно как минимум с 2014 года, говорит исследователь уголовной политики: тогда в рамках специальной информационной системы прокуратура действительно получила доступ к данным о деятельности следователей СК, МВД и других ведомств и следила за тем, чтобы они указывали как можно более полную статистику. 

Фото: Reuters / Scanpix / LETA

Это не мешает Бастрыкину оперировать неполными данными и говорить о разгуле преступности среди мигрантов на основании лишь части картины. Он регулярно повторяет эту мысль практически одними и теми же словами. Вот что глава СК говорил в интервью «Интерфаксу» 11 апреля 2023 года:

Подпишитесь на нашу рассылку
Ее не заблокируют

«Особую тревогу вызывает статистика по тяжким и особо тяжким преступлениям. <...> Значительно возросло и количество уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности. <...> Среди нелегальных мигрантов получают распространение экстремистские настроения. Также участились случаи сопротивления требованиям сотрудников правоохранительных органов и нападений на представителей правопорядка. <...> Подобные примеры, безусловно, порождают социальную напряженность и влекут обострение криминогенной ситуации в России. Это волнует общественность: нам в комментариях в социальных сетях пишут о таких происшествиях, просят обратить на них внимание».

А вот его слова 4 августа 2022 года: 

«Отмечается увеличения случаев совершения тяжких и особо тяжких преступлений — убийств, изнасилований, похищений людей, получают распространение экстремистские настроения. <...> В текущем году было немало случаев, связанных с оказанием сопротивления требованиям сотрудников правоохранительных органов и нападениями на представителей правопорядка. Все это влечет обострение криминогенной ситуации в России и, конечно же, волнует общественность. Люди пишут нам комментарии в социальных сетях, просят обратить на это внимание».

Пропагандисты помогают главе СК поддерживать миф о мигрантах-преступниках: «Важные истории» рассказывали, что еще летом 2021 года провластные СМИ стали больше рассказывать о преступлениях мигрантов и делать это гораздо чаще, чем независимые издания. На этом фоне Бастрыкин снова и снова предлагает ужесточить миграционное законодательство — ввести геномную регистрацию приезжих, заменить трудовых мигрантов на россиян и заставить работодателей платить налог за прием иностранцев на работу. Как утверждает глава СК, эти предложения «нашли большую поддержку в обществе».

Редакторка: Алеся Мароховская