В конце прошлого года власти Евросоюза признали обход санкций уголовным преступлением и подготовили нормы, которые предусматривают от пяти лет тюрьмы за помощь по обходу ограничений или утаивание информации. Кроме поставщиков санкционных товаров мера должна затронуть тех, кто помогает оказавшимся под санкциями близким к российской власти бизнесменам, политикам и чиновникам прятать свое имущество.
Но друзья Владимира Путина «могут скрыть свои активы так, что никто ничего не увидит», заверил «Важные истории» бывший деловой партнер этих друзей. В этом им много лет помогали люди с богатым опытом.
Управляющий Тимченко
Оказавшись под американскими санкциями в 2014 году, самый богатый друг российского президента, Геннадий Тимченко, переехал из своего швейцарского поместья на берегу Женевского озера в двухэтажный особняк на Воробьевых горах по улице Косыгина, 32, с потрясающим видом на центр Москвы: дом находится всего в километре от любимой москвичами смотровой площадки.
Особняк на холме — хорошая точка обзора, чтобы заметить семью профессиональных управляющих из Лихтенштейна, которые помогали Тимченко прятать имущество. Их структуры владели разными его активами, в том числе офшорной компанией с Британских Виргинских островов (Jardin Developments): накануне переезда Тимченко в московский особняк она получила в долгосрочную аренду от правительства Москвы земельный участок, на котором расположен дом.
Семья лихтенштейнских управляющих обслуживала интересы Тимченко много лет. Патриарх семьи — Луис Эри удивил рынок, когда ему было под семьдесят. В 2009 году лихтенштейнская контора с его участием (Handelshaus Hoop&Partner), которая вела копеечный бизнес, внезапно была названа владельцем ассоциированного с Тимченко австрийского трейдера Citco с оборотом порядка двух миллиардов долларов. Citco была основным трейдером российского нефтегазохимического гиганта «Сибур». И в 2009 году он выкупил этого трейдера у конторы лихтенштейнского старца примерно за миллиард долларов.
Луис Эри – самый старший из семьи управляющих, основатель лихтенштейнского трастового предприятия LOPAG. Заместителем директора там много лет был Роланд Эри. Работая в LOPAG, в 2007 году Роланд Эри создал в Лихтенштейне трастовое предприятие – Sequoia Treuhand Trust. Оно числится по одному адресу с конторой Луиса Эри и Эриха Хупа – Handels Haus Hoop & Partner, которая для связи указывала электронную почту LOPAG. То, что Эри и Хуп – родня, подтверждает присутствие в руководстве траста Sequoia специалиста с двойной фамилией – Лоретты Эри-Хуп.
В настоящее время члены семьи Эри управляют лихтенштейнским трастовым предприятием Sequoia. К 2014 году большинством своих активов Геннадий Тимченко владел через люксембургскую Volga Group, которая была зарегистрирована структурами Sequoia.
Через офшорные компании под управлением Sequoia Геннадий Тимченко владел долями в крупнейшем частном производителе газа «Новатэк», в крупнейшем производителе сжиженного природного газа «Ямал СПГ», в основном страховщике нефтегазовой промышленности «Согаз» и в активах поменьше.
Американский санкционный список связал с Тимченко офшорную компанию Southport Management Services с Британских Виргинских островов. Southport владела нефтетрейдером IPP (International Petroleum Products), который получал нефть от «Роснефти». Бенефициаром Southport являлся Петр Колбин (умер в 2018 году) — друг детства Путина и партнер Тимченко. Колбин никогда не был крупным бизнесменом, вел скромный образ жизни. На знакомых он производил впечатление человека, который просто ставит свою подпись на документах. Не исключено, что Колбин был доверенным лицом Путина и держал активы в его интересах.
Структура Sequoia (панамская компания Mischositos Investments) владела фирмой Olneil Assets с Британских Виргинских островов, которая была заказчиком строительства яхты Graceful, предназначенной предположительно для развлечения российского президента.
«Мы выбрали название „Секвойя“, потому что так называется красное дерево, имеющее сходство с нами самими и с <...> услугами, которые мы вам оказываем: его сила позволяет выстоять в любую погоду, его кора защищает от лесных пожаров, его рост дает обзор с высоты птичьего полета...» — отмечено на сайте Sequoia.
Луис Эри — человек с богатым опытом. Еще в советское время он был задействован в тайных торгово-финансовых операциях, которые осуществлялись под покровительством Министерства государственной безопасности социалистической ГДР — Штази.
В 1966 году в Министерстве внешней и внутренней торговли Восточной Германии появился секретный отдел коммерческой координации (КоКо). Он должен был систематизировать деятельность разрозненных компаний в тайных внешнеторговых сделках ГДР, которые приносили в страну дополнительную валюту. Руководителем отдела был легендарный полковник Штази Александр Шальк-Голодковский.
Одним из инициаторов создания секретного отдела коммерческой координации был сотрудник Министерства торговли Александр Шальк-Голодковский. Одновременно он получил должность офицера по особым поручениям Министерства госбезопасности ГДР (Штази). А после того как эффективность нелегального привлечения валюты в результате работы его отдела выросла, Шальк-Голодковский получил звание полковника госбезопасности. За год до воссоединения Германии Шальк-Голодковский бежал в ФРГ, поскольку опасался за свою жизнь. Там в отношении него возбудили несколько уголовных дел, но он получил условный срок: его опыт и знания очень помогли властям ФРГ наладить связи со странами бывшего социалистического блока и с Китаем.
Отдел работал в сфере ответственности министерств торговли и госбезопасности. И в его ведении была сеть компаний в Западной Европе, которые занимались контрабандой на государственном уровне, добывали запрещенные к ввозу товары и технологии, а также торговали оружием и боеприпасами, культурными ценностями и даже политзаключенными (ГДР получала от Западной Германии деньги за их освобождение).
Луис Эри в 1980-е входил в руководство как минимум восьми лихтенштейнских компаний, задействованных в схемах секретного отдела. Они прикрывали тайные поставки боеприпасов и транспортировку товаров в обход эмбарго, включая поставку в СССР высокотехнологичной продукции — оборудования для дата-центров, а также занимались партийным имуществом и налоговой оптимизацией (это следует из парламентского расследования, которое уже после развала советского блока провел Бундестаг).
Например, одна из фирм, в которой работал Луис Эри, называлась Devia. Ее владелец, Рихард Мюллер, в обход ограничений поставлял в СССР электронику. В частности, обеспечивал оборудование для советских дата-центров. Для обхода эмбарго у Мюллера была сеть фирм в Западной Германии, Швейцарии и Австрии. Когда в 1983 году Мюллер попался на контрабанде компьютеров в страны социалистического лагеря, глава секретного отдела лично просил руководство военной разведки СССР об эвакуации Мюллера в ГДР, где для него построили целый складской комплекс и он продолжил свой бизнес по поставке электроники с Запада уже под вымышленным именем.
В восьмидесятые годы Луис Эри входил в совет директоров лихтенштейнской Anstalt Cavendia, которая была прикрытием для компании Camet. Последняя закупала товары в том числе для вооруженных сил и Минобороны ГДР и не только. Многие документы о ее операциях были уничтожены. Но остались данные, что компания в восьмидесятые годы имела отношение в том числе к закупке боеприпасов для гранатометов в Австрии, которые должны были поставляться в Иран. В конце восьмидесятых Cavendia также прикрывала сделку по поставке в ГДР из Австрии в обход эмбарго целой производственной линии для изготовления пороха и твердого топлива для ракетных двигателей. Договоренности об этом были достигнуты. Прикрытие вполне устраивало австрийцев. Но сделка была отменена в 1989 году.
Эри также входил в совет директоров Anstalt Unisped, которая была прикрытием секретного отдела и владела транспортно-логистической компанией Richard Ihle GmbH Internationale Spedition из Гамбурга. Последняя имела долгосрочный контракт с восточногерманской транспортной компанией Deuttrans, которая умело обходила эмбарго на транспортировку товаров с Запада в ГДР.
Для управляющего активами друга Путина «богатое и противоречивое прошлое» — плюс, считает бывший разведчик. Ведь это прошлое, скорее всего, где-то задокументировано.
Управляющий Ротенберга
Аркадий Ротенберг еще до всяких санкций практиковал два подхода к участию в бизнесе: прямой, официальный, и «понятийный», не закрепленный на бумаге, рассказывает близкий к нему источник.
Таким, например, было участие Ротенберга в схемах поставок оборудования, расходных материалов и различных товаров для «Газпрома». Примерно с 2013 по 2016 год на газпромовские конкурсы выходили от пяти до двадцати фирм, которые отрицали какие-либо связи друг с другом, конкурировали между собой и не раскрывали владельцев. За четыре года они получили от «Газпрома» контрактов примерно на 4,5 миллиарда долларов. «Ведомости» установили, что за этими фирмами могли стоять люди, связанные с Ротенбергами, а «Новая газета» увидела связи с бывшим топ-менеджером «Стройгазмонтажа» Ротенбергов — Русланом Горюхиным. Представители Горюхина и Ротенбергов все это опровергали.
Собственники поставщиков оборудования и расходных материалов для «Газпрома» прятались за офшорными фирмам на Британских Виргинских островах, которые не раскрывали владельцев. Но в 2021 году «Международному консорциуму журналистов расследователей» (ICIJ) стали доступны данные крупнейших регистраторов офшорных компаний. «Важные истории» приняли участие в глобальном расследовании, которое получило название «Архив Пандоры».
Внутренние документы крупного регистратора офшорных фирм – юридической группы ALCOGAL показали, что Горюхин был бенефициаром нескольких компаний с Британских Виргинских островов (Arsden Trading, Conbart Holdings, Elfer Investments, Sheldon Logistics, Lacombe Finance, Ronley Holdings), которые стояли за газпромовскими подрядчиками («ЦПСиК», «ТД Нефтехиммаш», «Химгазаппаратура», «Спецгазагрегат»). Схема владения хорошо скрывала бенефициара: между Горюхиным и этими подрядчиками была прослойка из компаний с Кипра и Британских Виргинских островов.
Знакомые Горюхина усомнились, что газпромовские подряды на сотни миллиардов рублей – это его уровень. Похожие объемы получали компании друзей российского президента.
На то, что Горюхин мог формально владеть имуществом для Ротенберга, намекали, в частности, два эпизода.
К 2017 году в пафосном районе ближнего Подмосковья на Рублевке несколько лет строился частный комплекс, включающий особняк, спортивный зал и дом приемов. Строители полагали, что возводят дом приемов «Газпрома» (люди, знакомые со сметами, сообщали, что строительство обошлось в 10 миллиардов рублей). Владельцем земельного участка по данным Росреестра числился Горюхин. Однако источники, имевшие непосредственное отношение к стройке, сообщили «Новой газете», что объект возводился для нужд Аркадия Ротенберга. Горюхин и Ротенберг это отрицали. Но корреспондент газеты, доставивший к воротам охраняемого поселка письмо для Аркадия Ротенберга, был направлен именно на этот участок, где его встретила отдельная охрана и приняла конверт. В интернете распространялась комплиментарная биография Горюхина на английском, в которой говорится, что он с 2014 года обосновался в Швейцарии, хотя представители Горюхина в комментариях «Новой газете» в 2017 году настаивали, что особняк на Рублевке принадлежит Горюхину и он там проживает.
Другой эпизод касался российской девелоперской компании «РГ-Девелопмент», единственным владельцем которой, по данным реестра, числился Горюхин. После создания компании в 2014 году Аркадий Ротенберг дал комментарии «Интерфаксу» о том, чем будет заниматься «РГ-Девелопмент», и «Интерфакс» назвал его «основным акционером» компании. «Мы готовы активно рассматривать проекты на разных стадиях девелопмента <...>. Наше конкурентное преимущество — это сильная профессиональная команда», — комментировал Ротенберг создание «РГ-Девелопмент». И следом за «Интерфаксом» российские деловые издания стали называть Ротенберга «основным владельцем» компании. Ни он сам, ни Горюхин в России это никогда не оспаривали.
Всё изменилось к 2021 году. К тому времени Горюхин обосновался в Швейцарии и успел обзавестись большой коммерческой недвижимостью в Германии — в 2016 году стало известно, что через цепочку компаний в Люксембурге он стал владельцем исторического дворца в центре Мюнхена (Palais an der Oper) с самыми дорогими бутиками и престижными арендаторами в городе в непосредственной близости от баварской государственной оперы. Немецкие эксперты по коммерческой недвижимости оценивают дворец примерно в миллиард евро. Возникли вопросы, чье это имущество — самого Горюхина или друга Путина, Ротенберга, который к тому времени находился под американскими и европейскими санкциями?
Cделку по покупке дворца структурировала компания «Прайм проперти менеджмент» (в прошлом работала под брендом Lenhart Global). Российские деловые СМИ связывали Lenhart Global с Аркадием Ротенбергом, поскольку в прошлом Федеральная антимонопольная служба в своих материалах упомянула аффилированность компаний Ротенбергов с ЗАО «Ленхарт Глобал». Сам Ротенберг и гендиректор «Прайм проперти менеджмент», Ярослав Коцюба, в своих комментариях и интервью всегда решительно опровергали какие-либо связи. А ФАС была вынуждена удалить отчет об аффилированности со своего сайта.
«Важным историям» удалось установить, что связи все-таки были. В «Панамских файлах» сохранились некоторые электронные письма Lenhart Global за 2010 год. В них упоминался адрес электронной почты Коцюбы (kotsyuba@lenhartglobal.ru), который в то время работал в Lenhart Global. Адрес компании в письмах был указан такой же, как у ЗАО «Ленхарт Глобал» в Москве. Удаление информации ФАС не помогло. Именно это ЗАО с тем же адресом было указана в списке аффилированных лиц «ТЭК Мосэнерго» в 2013 году, как аффилированная структура группы компаний Ротенберга «Стройгазмонтаж». Среди аффилированных лиц были также Руслан Горюхин и сын Ротенберга, Игорь.
ЗАО «Ленхарт Глобал» ликвидировано в 2018 году, она дважды меняла название, но сохранила связь с Горюхиным, поскольку имела с фирмой Руслана и Евгения Горюхиных (ООО «Ред пойнт») один и тот же мобильный телефон для связи. Гендиректор фирмы Горюхиных был совладельцем и ликвидатором ЗАО «Ленхарт Глобал».
После того как немецкие журналисты опубликовали материалы о том, что бывший менеджер друга Путина покупает эксклюзивную недвижимость в Германии и вспомнили о его прошлом под крылом Ротенбергов, Горюхин начал подавать иски в немецкие суды, требуя опровержения и удаления информации о его связях с санкционными друзьями Путина. Так, в 2021 году он подал иск против немецкой Süddeutsche Zeitung, в частности настаивая, что компания «РГ-Девелопмент» никогда не была связана с Ротенбергом. Горюхин принес письменную присягу суду, что именно он, а не Ротенберг, был единственным бенефициаром компании.
Немецкий суд поверил Горюхину и посчитал, что его письменная гарантия превалирует над любыми другими сведениями, включая публичные комментарии самого Ротенберга по поводу «РГ-Девелопмент».
«При таком подходе европейским властям будет очень трудно установить, кто помогает друзьям российского президента обходить санкции или может оперировать их деньгами», — подытожил российский знакомый Ротенбергов. Отметив, что некогда популярные в России понятийные соглашения о том, кто чем владеет, могут снова стать актуальными, несмотря на большие риски для их участников.
Юрист Transparency International Куш Амин также считает, что проблема существует и что на нее долгое время закрывали глаза, хотя о существовании подобных схем во всем мире известно давно.