Ковальчук, Ротенберг, Малофеев и другие покупатели Крыма
«Важные истории» составили топ-10 участников приватизации. На первых местах, конечно, друзья Путина
This story is also available in English here
Национализация началась в Крыму сразу после аннексии. Украинская государственная собственность стала российской, а точнее крымской, по постановлению «О вопросах управления собственностью Республики Крым». Оно представляет собой длинный список отнятого, который до сих пор пополняется. Там многие тысячи бизнесов, квартир и земельных участков.
Никаких компенсаций собственникам не платили. Их попытки судиться в России закончились ничем. «В законодательстве России и Украины едино написано, что регистрация права — это признание государством твоего права и больше не надо ничего доказывать. В Крыму суды, по сути, не приняли у людей ни одного документа о праве собственности, — возмущается крымский юрист Жан Запрута. — Право поставили в некрасивое положение и сделали с ним, что хотели».
Часть отнятого была выставлена на приватизацию. В 2014–2022 годах в Крыму прошло 967 тендеров, где было распродано имущества более чем на 27 миллиардов рублей (общая стартовая стоимость). «Важные истории» представляют первую десятку новых собственников, на которых пришлось более двух третей покупок (ренкинг построен по сумме заплаченных на тендерах денег).
1. Юрий Ковальчук, друг Владимира Путина
8,2 миллиарда рублей
- производственно-аграрное объединение «Массандра» (5,3 миллиарда рублей);
- завод шампанских вин «Новый свет» (1,5 миллиарда рублей);
- госдача «Глициния» (1,2 миллиарда рублей и 98 миллионов рублей);
- пансионат «Дельфин» (76 миллионов рублей);
- компания «Крым-Вино» (42 миллиона рублей).
Питерский друг Владимира Путина, Юрий Ковальчук, заинтересовался крымским виноделием. Сначала структура его банка «Россия», «Южный проект», приобрела завод шампанских вин «Новый свет», затем старейшее и самое известное предприятие Крыма — винодельческий комбинат «Массандра». Помимо производственных мощностей, «Массандра» владеет примерно 10 тысячами гектаров земель и самой большой в мире коллекцией вин, вошедшей в Книгу рекордов Гиннесса. Власти Крыма выставили «Массандру» на торги всего за 5,3 миллиарда рублей, в то время как только стоимость ее виноградников оценивалась в миллиарды долларов.
Структуры, связанные с Юрием Ковальчуком, приобрели также госдачу «Глициния», на которой любил отдыхать советский генсек Леонид Брежнев. Связь покупателя с Ковальчуком показало издание «Проект».
Под контролем банка «Россия» оказался аэропорт Симферополя: власти Крыма в 2016 году подписали инвестсоглашение, передав его компании «Международный аэропорт „Симферополь“» под обязательство построить новый терминал. Бенефициарами компании являются Юрий Ковальчук и его партнер Олег Жестков. Также в их управление был передан аэропорт «Бельбек» в Севастополе.
2. Аркадий Ротенберг, друг Владимира Путина
3,7 миллиарда рублей
- компания «Крымтелеком» (1 миллиард рублей);
- санаторий «Дюльбер» (0,7 миллиарда рублей);
- санаторий «Жемчужина» (0,5 миллиарда рублей);
- компания «Крымтехнологии» (0,5 миллиарда рублей);
- санаторий «Ай-Петри» (0,4 миллиарда рублей);
- санаторий «Мисхор» (0,4 миллиарда рублей);
- санаторий «Фортуна» (0,2 миллиарда рублей).
Еще один питерский друг президента России, Аркадий Ротенберг, сосредоточился на туризме, получив на аукционах крупнейшие санаторные комплексы Крыма — «Дюльбер», «Мисхор», «Ай-Петри» и «Жемчужину».
В аукционах победила Управляющая компания инфраструктурных проектов (УКИП), ее владельцем в реестре тогда значился экс-начальник ракетных войск и артиллерии России Владимир Зарицкий. Конкурентом УКИП на всех тендерах была севастопольская компания «Сарыч», которая тоже связана с Ротенбергами. В результате все санатории ушли УКИП по стартовой цене. Через пару лет после тендеров Аркадий Ротенберг признал, что санатории — его хозяйство (формально они перешли от Зарицкого к закрытому паевому инвестиционному фонду), и пообещал вложить в их реконструкцию около 15 миллиардов рублей.
УКИП приобрела также оператора связи «Крымтелеком» (в дружественной борьбе все с тем же «Сарычем»). Скорее всего, ее заинтересовал не столько бизнес оператора, сколько 105 тысяч квадратных метров его помещений и 22 гектара земельных участков. В собственности другой крымской госкомпании, «Крымтехнологии», которая тоже ушла компании, близкой к Ротенбергу, в момент приватизации было 20 гектаров земли и 78 тысяч квадратных метров помещений.
3. «Газпром», национальное достояние
2,7 миллиарда рублей
Историческое поместье финансиста и художника Якова Жуковского принадлежало украинскому олигарху Ринату Ахметову. После аннексии Крыма новые власти его забрали и продали компании «Эколого-туристический центр в Парковом», которым через цепочку компаний владеет «Газпром».
4. Федерация профсоюзов Республики Татарстан
1,4 миллиарда рублей
- санаторий «Форос» (1,4 миллиарда рублей).
Покупку крымского санатория «Форос» Федерацией профсоюзов Татарстана пришлось комментировать председателю Федерации независимых профсоюзов России Михаилу Шмакову. На вопрос, откуда у профсоюзов такие деньги, Шмаков заявил, что они просто помогли купить «Форос» тем, у кого деньги есть. Он назвал крупнейшие татарстанские компании — «КамАЗ», «Татнефть», «Таиф», а источник РБК предположил, что прокладка в виде профсоюзов нужна, чтобы новые собственники «Фороса» не подпали под санкции.
У новых собственников «Фороса» возник конфликт с местными жителями из-за застройки Форосского парка, в котором находятся корпуса санатория. В парке начали строительство детской спортивной базы хоккейного клуба «Ак Барс», его основной спонсор — нефтяная компания «Татнефть», которая принадлежит правительству Татарстана.
5. Владимир Вихлянцев, прокурор и бизнесмен
0,7 миллиарда рублей
- Керченский металлургический завод (0,7 миллиарда рублей).
Украинскому олигарху Ринату Ахметову принадлежало два завода в Крыму — Керченский стрелочный завод (выпускал стрелочные переводы для железных дорог) и Керченский металлургический комбинат (производил эмалированную посуду). Власти Крыма решили «спасти заводы от банкротства» и национализировали их, объединив в госпредприятие «Керченский металлургический завод», которое в 2020 году было продано московской компании «Промстрелком».
«Промстрелком» раньше назывался «Строительно-монтажный поезд-38» и занимался, в частности, поставками стрелочной продукции. Он принадлежит Владимиру Вихлянцеву, который работал в прокуратуре, потом в разных компаниях, в том числе страховых. В 2017 году Вихлянцев участвовал в круглом столе в должности заместителя руководителя департамента экономический и информационной защиты бизнеса «Росгосстраха».
6. Владимир Круглов, партнер друга Владимира Путина
0,7 миллиарда рублей
- Морской нефтяной терминал (0,7 миллиарда рублей).
Владимир Круглов хотел скрыть покупку крымского актива, чтобы обезопасить себя от санкций. Для этого он воспользовался услугами московского бизнесмена Андрея Гуськова: за 25 миллионов рублей тот создал закрытый паевой инвестиционный фонд, который через цепочку компаний купил на тендере Морской нефтяной терминал в Феодосии. Все это мы знаем из судебных документов, потому что Гуськов пытался украсть нефтебазу, но попался и сел.
Владимир Круглов — партнер питерского адвоката Виктора Хмарина, однокурсника Владимира Путина. В частности, Круглов возглавляет подмосковный «Нефтепродуктсервис» Хмарина. Хитрую схему по покупке нефтяного терминала в Крыму Круглов и Гуськов обсуждали в офисе Хмарина.
7. Станислав Гостенко, бизнесмен
0,6 миллиарда рублей
- гостиница с апартаментами (0,3 миллиарда рублей);
- санаторий «Красный маяк» (0,2 миллиарда рублей);
- пансионат «Якорь» (59 миллионов рублей);
- турбаза (14 миллионов рублей).
В 2018 году житель Севастополя Станислав Гостенко основал компанию «Мальцово» с уставным капиталом 100 тысяч рублей, став генеральным директором и единственным акционером. В 2022 году «Мальцово» выиграло на аукционах сразу три туристических объекта — гостиницу, противотуберкулезный санаторий «Красный маяк» с историческими виллами и пансионат «Якорь».
У Станислава Гестенко разнообразный послужной список — он работал в сфере общепита, дорожного и жилищного строительства.
8. Константин Малофеев, имперец и бизнесмен
0,5 миллиарда рублей
- санаторий «Ливадия» (0,5 миллиарда рублей).
Православный имперец Константин Малофеев — один из спонсоров войны, в Украине в отношении него возбуждено уголовное дело, а западные страны включили его в санкционные списки.
В Крыму компании Малофеева «Курорт Ливадия» достался один из самых знаменитых санаториев — «Ливадия», бывшая резиденция Романовых, где проходила встреча Сталина, Черчилля и Рузвельта в феврале 1945 года. Малофеев пообещал, что снесет советскую лечебницу и построит курорт мирового уровня.
9. Сбербанк, всегда рядом
0,5 миллиарда рублей
- санаторий «Зори России» (0,5 миллиарда рублей).
Еще до аннексии Крыма Сбербанк начал строить там пятизвездочный отель Mriya Resort недалеко от Ялты. Рядом с отелем дочка банка «Горизонт-сервис» приобрела санаторий «Зори России», который до аннексии назывался «Зори Украины» и принадлежал Генпрокуратуре Украины.
10. Олег Белавенцев, экс-полпред президента в Крымском федеральном округе
0,5 миллиарда рублей
- санаторий «Фортуна» (0,2 миллиарда рублей);
- пансионат «Кастрополь» (73 миллиона рублей);
- общежития (56 миллионов рублей);
- производственные здания (46 миллионов рублей);
- административное здание в Симферополе (32 миллиона рублей);
- нежилые здания (30 миллионов рублей);
- склады, мастерская (22 миллиона рублей).
В феврале 2014 года Олег Белавенцев был в отпуске в Крыму, в Севастополе у его семьи есть дом. «Когда увидел, что происходит на полуострове, конечно, не мог остаться в стороне. Понимал, что и как нужно делать, ну, и включился по полной программе в подготовку к проведению референдума. Скажу одно: главная задача, которая стояла перед нами, — не допустить кровопролития», — вспоминал Белавенцев в интервью.
Олег Белавенцев был назначен полпредом президента во вновь образованном Крымском федеральном округе и попал в санкционные списки. В 2018 году глава Крыма Сергей Аксенов взял его на должность своего помощника.
Белавенцев владеет в Крыму разной недвижимостью — квартирами, апартаментами, домами, всего журналисты насчитали на миллиард рублей. Часть этого добра — от приватизации. Три компании экс-полпреда участвовали в приватизационных тендерах: «Горные высоты», «Золотая Ялта» и Крымская строительная компания. Их объединяет общий учредитель — «Зарубежтехпромпроект», в котором у Белавенцева, как установили «Важные истории», в 2019 году был как минимум контрольный пакет.