«Мой дед отсидел около 15 лет в советских лагерях как „враг народа“, он гордился бы тем, что мы вот-вот станем „иностранными агентами“»
Колонка Романа Анина о том, что его и «Важные истории» могут признать «иностранными агентами»
Александр Ионов, основатель «Антиглобалистского движения», деятель так называемого Общественного комитета по выявлению иностранного вмешательства обратился в Генеральную прокуратуру с требованием признать «Важные истории» и меня как главного редактора издания «иностранными агентами». О своем обращении Ионов рассказал в своем аккаунте в инстаграме: «К сожалению, у нас на сегодняшний день экономика находится в определенной стагнации после коронавируса и приходиться много работать, но сегодня я решил записать это видео, потому что количество вопросов в рамках нашей деятельности (видимо, имеется в виду Общественный комитет по выявлению иностранного вмешательства. — Р.А.), начало просто зашкаливать. <...> Сегодня я в своем фейсбуке написал пост о том, что наш комитет будет требовать от заинтересованных ведомств и министерств признания istories.media „иностранным агентом“».
В последнее время Александр Ионов действительно много «трудился», чтобы вывести российскую экономику из стагнации, связанной с коронавирусом: именно после его доноса в апреле этого года Минюст признал «Медузу» «иностранным агентом»; в конце июня он же написал донос на «Новую газету» в Следственный комитет (СК) с требованием возбудить уголовное дело о клевете, а также проверить газету на соответствие тому же закону об иностранных агентах.
В своем видео Александр Ионов, показывая зрителям книжки о ЦРУ, говорит, что авторы «Важных историй» — те, о ком пишут в таких книгах, а также рассуждает о том, почему мы должны быть признаны «иностранными агентами». И некоторые из его высказываний я считаю необходимым прокомментировать.
1. Ионов считает, что мы должны быть признаны «иностранными агентами», потому что зарегистрированы в Латвии.
Информацию об этом он обнаружил на нашем собственном сайте. Мы с первого дня своей работы не скрываем от читателей, что зарегистрированы как некоммерческая организация в Латвии. Мы это сделали, во-первых, по соображениям безопасности; во-вторых, для того, чтобы быть независимыми. Мы хорошо знаем, что за последние несколько лет произошло со СМИ, зарегистрированными в России. Против их владельцев возбуждались уголовные дела, на редакции оказывалось финансовое и административное давление, и в итоге в СМИ вводилась цензура: под запрет прежде всего попадала критика деятельности Владимира Путина и его окружения.
Выбирая между регистрацией в России и свободой, мы выбрали свободу. И об этом не жалеем. Нас поддерживают тысячи читателей и за год существования «Важных историй» ни один из них не высказал претензию по поводу места нашей регистрации. А что там думают «строчители доносов», мне плевать.
2. Александр Ионов говорит, что вице-президент Стокгольмской школы экономики в Риге Андерс Александерсон — один из бенефициаров латвийского Istories Fonds.
Это не так. У некоммерческой организации в принципе нет бенефициара — у нее есть основатели, которые не могут извлекать прибыль из деятельности фонда и претендовать на его имущество. Андерс Александерсон не основывал Istories Fonds. Александр Ионов, видимо, из-за своей занятости по написанию доносов для спасения стагнирующей экономики России перепутал основателей с советом директоров.
Андерс Александерсон действительно входит в совет директоров Istories Fonds. И для нас это большая честь. Он — вице-президент престижной Стокгольмской школы экономики в Риге, в которой я много раз читал лекции, вел курсы и планирую это делать в будущем, чем горжусь.
3. В своем видео Александр Ионов говорит: «Господин Андерс является очень хорошим читателем сайта Istories и на основании этого платит господину Анину и делает это без тени сожаления и не обращая внимания на закон об иностранных агентах в России».
Это вранье. Андерс Александерсон ни разу мне ничего не платил. Александру Ионову придется отвечать за эти слова в российском суде.
4. В своем видео Александр Ионов говорит, что «Важные истории» исполняют волю «своих иностранных соучредителей», и занимаются «целенаправленной заказухой, желтухой и джинсой».
Это вранье. У «Важных историй», как я уже говорил выше, нет иностранных учредителей. Мы сами решаем, о чем писать на редакционных планерках. В них участвуют молодые журналисты (большинству нет и 30 лет) из Магадана, Казани, Нижнего Новгорода, Московской области, Ярославля, Калининграда, Санкт-Петербурга. Все эти ребята — патриоты своей страны с прекрасным образованием, знанием иностранных языков, навыками программирования — они могли бы зарабатывать большие деньги в технологических компаниях, пиаре или маркетинге. Но, вместо этого, предпочитают рассказывать важные истории о своей стране, рискуя свободой, а порой и жизнью. Я горжусь тем, что работаю с ними.
Страшит ли нас и меня лично статус «иностранного агента»? Нет. Мой дед отсидел около 15 лет в советских лагерях как «враг народа» за то, что отказался подписать коллективный донос на невиновного. Я горжусь тем, что мой дед был «врагом народа». Уверен, он бы гордился тем, что я и медиа, которое я возглавляю, вот-вот станут «иностранными агентами».