Вечером 9 апреля ФСБ провела дома у главного редактора «Важных историй» Романа Анина обыск. Он продолжался почти семь часов, у Романа изъяли все гаджеты. Обыск прошел в рамках уголовного дела по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни с использованием служебного положения (часть 2 статьи 137 УК РФ). Во время обыска следователей особенно интересовали документы на английском, банковские карты и фотографии Романа с учебы в США, рассказал «Важным историям» адвокат Романа Василий Грищак.
После обыска Романа отвезли на ночной допрос в Следственный комитет. «Если бы мы отказались ехать, то Романа фактически задержали бы и все равно повезли бы в СК. Поэтому мы решили ехать добровольно», — пояснила его второй адвокат Анна Ставицкая. Уже в Следственном комитете адвокатам стало известно, что Анина допрашивают по делу в качестве свидетеля. Он отказался давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции (согласно этой статье никто не обязан свидетельствовать против самого себя. — Прим. ред.). По словам Ставицкой, его собираются вызвать на допрос в СК повторно 12 апреля. Позднее стало известно о том, что сотрудники ФСБ обыскали еще и офис «Важных историй».
Обыски могут быть связаны с расследованием Романа Анина «Секрет "Принцессы Ольги". Как руководитель "Роснефти" Игорь Сечин связан с одной из самых роскошных яхт в мире?», опубликованным в 2016 году в «Новой газете». В том же году глава «Роснефти» Игорь Сечин подал иск о защите чести и достоинства к изданию, суд постановил опубликовать опровержение статьи.
Ольга Сечина, на тот момент жена руководителя госкомпании (в 2017 году супруги развелись), тоже подала иск к изданию — о нарушении неприкосновенности ее личной жизни, — но суд тогда отказался принимать его к рассмотрению. Теперь же стало известно, что в 2016 году дело все-таки было возбуждено.
Адвокат Анна Ставицкая сообщила, что следствие по делу Сечиной возобновили 24 марта 2021 года, а 7 апреля судья Басманного суда Ирина Вырышева выдала разрешение на обыск дома у Анина.
За последние два месяца «Роснефть» подала уже девять исков к журналистам и СМИ, в том числе — к «Важным историям» и редактору отдела расследований Роману Шлейнову. Последний связан с нашим расследованием «Танцовщица для „Роснефти“» о покупке госкомпанией акций итальянского шинного гиганта Pirelli в 2014 году.
Обновление от 12 апреля:
Роман Анин был на допросе в Следственном комитете, он остался в статусе свидетеля. Следователь задавал Анину вопросы о его статье об Ольге Сечиной, вышедшей в 2016 году в «Новой газете». «Спрашивали про редакционные процессы в „Новой газете“, кто [там] одобряет текст, про то, откуда я взял фотографии [бывшей жены Игоря Сечина Ольги]. Я отвечал, что взял их в инстаграме Ольги Сечиной, куда она сама их выкладывала», — рассказал журналист после допроса.
Следователь не сказал Анину и его адвокату Анне Ставицкой, когда продолжатся следственные действия по делу, но, по словам Анина, дал понять, что этот допрос — не последний. По словам Ставицкой, следователь в ходе допроса акцентировал внимание на том, что аккаунт Ольги Сечиной в инстаграме был закрытым, то есть доступ к нему был открыт только одобренным самой Сечиной пользователям: «Это слово „закрыт“ для следствия, видимо, означает, что, если ты получаешь оттуда какую-то информацию, ты ее получаешь без согласия этого человека. Но мы все понимаем, что такое инстаграм, что, если в закрытом профиле у тебя есть определенный перечень друзей, то эти друзья могут делиться полученной там информацией».
Адвокат также пояснила, что, судя по содержанию допроса, следствие считает, что Анин мог воспользоваться «служебным положением журналиста» при распространении информации о Сечиной. Ставицкая не исключает, что в будущем статус Анина по делу может измениться на обвиняемого, так как уголовное дело возбуждено по факту преступления (то есть в нем пока нет подозреваемого или обвиняемого. — Прим. ред.) и следствие еще не определило, кто именно собирал и распространял информацию.