«Либо уезжать, либо бороться»

Что нынешние 20-летние думают о поправках в Конституцию. Опрос «Важных историй»

Дата
30 июня 2020
Авторы
Ирина Долинина, Редакция
«Либо уезжать, либо бороться»
Фото: Глеб Лиманский

С 25 июня по 1 июля в России проходит голосование по поправкам в Конституцию. Они в первую очередь затронут жизни молодых людей, нынешних 20-летних. Одна из поправок предусматривает «обнуление» президентских сроков, что позволит Владимиру Путину еще дважды баллотироваться на пост руководителя страны. Если изменения примут, он сможет остаться президентом до 2036 года.

«Важные истории» поговорили с молодыми жителями Москвы, чтобы узнать, что они думают о голосовании и перспективе прожить почти 40 лет при одних и тех же людях у власти. 

Екатерина, родилась в 2001 году

Абитуриентка

«Это вечная дилемма: не ходить голосовать, чтобы не повышать явку, или сходить и хотя бы попытаться что-то сделать. Лично я склоняюсь ко второму варианту. Надежда умирает последней: вдруг что-то изменится. Я видела ролик, где взрослые женщины говорили: “Это все для наших детей, для нашего будущего”. Но какое будущее? Людям запрещают строить семьи с теми, кого они любят, запрещают выбирать свое будущее в лице президента. У нас была надежда, что вот сейчас [Путин] отсидит последний срок, и, может, как-то вздохнем. Так нет. Какое тут дыхание, тут только все хуже и хуже». 

Михаил (родился в 2001 году) и Виктория (родилась в 1997 году)

Абитуриенты 

Виктория: Пойти голосовать сейчас — это вопрос совести. Хотя я и не верю, что это что-то изменит. 

Михаил: Чем дальше это все будет продолжаться, тем больше людей будет выходить [протестовать]. Еще год назад мне казалось, что это бессмысленно. А уже сегодня оказывается, что не выходить — невозможно. 

В: Я подсчитывала: в 2036 году мне будет 40 лет. Не верится, что Путин останется. Что-то должно случиться. Сейчас кажется, что за углом что-то страшное. Родители вот рассказывают про 90-е: баррикады, танки по Москве, трупы под мостом. Как будто спираль поворачивается и кажется, что ты сейчас окажешься в том самом месте, где они были. Тоже заработаешь травму и потом будешь детей пугать. Если вообще решишься здесь детей родить. 

М: Мне кажется, пройдут вот эти путинские сроки. Может быть, будут преемники. Но в 2050 году придут молодые люди к власти. Это рано или поздно случится. 

В: Но мы уже будем не молодыми. 

М: Мы не будем, да. 

Ксения, родилась в 1995 году

Организатор стендапов

«Раньше я жила в регионах, там люди живут своей жизнью и интересоваться политикой не модно. А сейчас я живу в Москве и чем больше я узнаю, что происходит в стране, в политике, тем грустнее мне с каждым днем становится. Два пути: либо уезжать, либо бороться. Но бороться — это сложно. Если Путин останется президентом до 2036 года, я думаю, я уеду». 

Дмитрий, родился в 2001 году

Спортсмен

«Некоторые поправки хорошие, некоторые — нет. Вот, поправка есть, что Крым стал нашим. Теперь его хрен заберут. А не нравится, например, поправка про то, что в семье теперь запрещается говорить об ЛГБТ. Это странно, ведь в Конституции говорится, что страна свободная. Мне лень идти в избирательный участок. Но я проголосовал бы за. Меня, конечно, тогда не было, но родные мне много рассказывали, что было при Ельцине, как стало при Путине. В некоторых моментах Путин, грубо говоря, хрень делает, но в большинстве своем он улучшает страну. Мое окружение [друзья] почему-то против поправок. Но я им говорю: “Ты сначала прочитай поправки, а потом мы поговорим”». 

Вячеслав, родился в 1992 году

Сотрудник отдела по работе с персоналом

«Я не знаю ни одного человека, который голосует “за”. Когда президента выбирали, я еще как-то негативно-нейтрально относился к этому. Сейчас у меня внутри все кипит, бурлит, меня прям аж колбасит от этого всего. Я понимаю, что у меня одна жизнь, и я хочу прожить ее в условиях, где соблюдаются человеческие права. Поэтому если у меня будет возможность, я уеду в любую европейскую страну. Я ведь думаю не только о себе. У меня мама работает метеорологом и зарабатывает 11 тысяч рублей. У нее нет собственного жилья. Если бы у меня не было возможности ее содержать, я не знаю, как бы она жила. Брату 20 лет, он только начинает свою жизнь, начнет вот работать, и то если найдет работу больше 10 тысяч рублей. Они живут в регионе».

Анастасия и Марина, родились в 1999 году

Студентки 

Анастасия: Понятно, что все поправки предложены ради одного пункта — обнуления сроков. 

Марина: Но все равно важно сходить и сказать, что мы против. 

А: Если есть возможность изменить что-то к лучшему, это нужно сделать. Но если все будет развиваться так и дальше, то план — покидать страну. 

М: Но не хочется верить, что все дойдет до такой степени. У меня есть ощущение, что наше поколение более информировано, более сознательно и меньше боится высказывать свое мнение, чем поколение наших родителей. 

А: Да, сейчас формируется сильное гражданское общество. Нашему поколению мало просто сказать, что, например, нельзя делать, нам нужно еще и доказать [почему]. Потому что, в отличие от наших родителей, у нас большой опыт международного общения. И мы видим, что происходит в других странах.