Центральный банк России недавно поднял ставку до 19% — за последние десять лет выше было только сразу после вторжения в Украину. К этой ставке, которая называется ключевой, стремятся все остальные — в частности, по банковским кредитам на квартиры и машины. Но россиян это не останавливает — как и раньше, люди занимают деньги сотнями миллиардов в месяц, компании — триллионами. При этом средняя ставка по выданным в июле кредитам населению на срок более года составила более 19%, а компаниям — 15%.
В августе долг компаний перед банками вырос на 1,5 трлн рублей, или на 1,9%, а за восемь месяцев с начала года — на 8,9 трлн, или на 12,1%.
В августе долг физических лиц перед банками вырос на 461 млрд рублей, или на 1,2%, а с начала года — на 4,3 трлн, или на 12,7%.
Средняя ставка по выданным в июле кредитам населению на срок более года составила 19,2%, а компаниям — 14,9%. В этих цифрах учтены льготные ставки. Например, средняя ставка по выданной в июле ипотеке — 10,2% — учитывает дальневосточную под 2% и семейную под 6%.
Полная стоимость кредита с учетом страховки, комиссии и других расходов еще выше: по данным ЦБ, во втором квартале она составляла 36% по необеспеченным потребительским, 21% по автокредитам и 17% по ипотеке (которая тогда была в основном льготная).
За квартиру или машину придется отдавать примерно зарплату в месяц.
Например, человек хочет купить автомобиль за 3 млн рублей — это сейчас примерная стоимость новых машин. Если он уже накопил полмиллиона и не хочет ждать подорожания после повышения утилизационного сбора с октября, то 2,5 млн рублей ему придется занять. Калькулятор автокредитов в Сбербанке показывает, что при ставке 15% ежемесячный платеж по такому кредиту составит почти 60 тыс. рублей. Это примерно две трети средней российской зарплаты, которая составляет около 90 тыс. рублей.
По ипотеке платеж, конечно, намного больше. За однокомнатную квартиру в Москве (38 кв. м в панельном доме на окраине) стоимостью 10 млн рублей (кредит на 20 лет, первоначальный взнос — 20%) придется отдавать почти 160 тыс. рублей каждый месяц, показывает ипотечный калькулятор «Сбера». Это уже средняя московская зарплата. Конечно, нужно учитывать, что до июля в России была льготная ипотека. Но ведь и в июле, когда всё предсказуемо рухнуло, нашлись заемщики, которые заняли по ипотеке 356 млрд рублей.
С такими платежами — как люди и компании продолжают брать кредиты?
«Прорвало»
Доходы населения растут второй год — почему бы не взять кредит, даже и по нынешним ставкам? В выигрыше те, кто связан с войной, — участники боевых действий, работники оборонной промышленности и связанных с ней отраслей. «Примерно 11% населения страны за два года утроили доходы, — оценивает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. — Они стартовали с зарплат ниже медианы — тысяч сорок, а теперь они заметно выше медианы — это от ста». «Первоначальная реакция на резкий рост доходов — у большинства этих людей был резкий рост сбережений, — рассуждает Матовников. — То есть они не пустились сразу во все тяжкие: они погасили кредиты, нарастили вклады, но примерно весной 2023 года прорвало». С этим согласна и профессор МГУ Наталья Зубаревич: «Сначала закрываются кредиты, которых у вас не один и не два, а часто четыре-пять, улучшается текущее потребление, потом… появляется возможность купить по автокредиту автомобиль или взять ипотеку».
У населения растут доходы, а у компаний — прибыли. В прошлом году разница между прибылями и убытками составила рекордные 33,3 трлн рублей, а в этом году — немногим меньше. Объяснение этой хорошей жизни прежде всего оборонзаказ: для тех, кто в пуле, ставки по кредитам особого значения не имеют.
Но компании так легко занимают не только потому, что они богатые, но и потому, что они занимают по так называемым плавающим ставкам, когда процент по кредиту привязан к ключевой ставке Центробанка. Есть надежда, что инфляция будет побеждена, после чего ключевая ставка пойдет вниз. По словам председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной, «почти 99% прироста всего рублевого кредитования компаний с начала года» приходится именно на плавающие ставки.
Не так и дорого
А что, если ставки только кажутся запредельными? Если учесть инфляцию, они сильно ниже — 5–10%, смотря с чем сравнивать.
Инфляция в годовом выражении сейчас около 9%, так что реальная ставка уже не 19%, а 10%.
При этом многим кажется, что на самом деле цены растут быстрее. Это бесконечный спор, занижает ли Росстат инфляцию, но то, что ощущаемый людьми рост цен выше официального — факт: социологи каждый месяц проводят для Центробанка соответствующий опрос. В сентябре эта «наблюдаемая» инфляция составила 14,4% (за год). Если учитывать ее, то реальная ставка получается 4,6%.
Есть и другой подход: ставку, по которой предстоит обслуживать кредит, надо сравнивать не с уже состоявшимся ростом цен, а с ожидаемым. Социологи измеряют и его — инфляционные ожидания на год вперед составили в сентябре 12,5%. Тогда реальная ставка получается 6,5%.
Зачем ставки такие высокие
Ключевая ставка — главный инструмент, с помощью которого Центробанк воздействует на экономику. Она определяет, под какой процент он дает деньги банкам, а те — всем остальным. Чем выше ставка — тем дороже деньги и меньше рост цен (инфляция).
Центробанк постоянно подчеркивает решимость вернуть инфляцию к цели 4% и готовность ради этого повышать ставку столько, сколько потребуется (об этом говорила, назначив ставку 19%, Набиуллина). Все ждут, что рано или поздно высокая ставка сработает, и инфляция пойдет на спад. Тогда ставку можно будет снижать.
Но получится ли это, непонятно. Практически всё в экономике сейчас работает на рост цен. И сам Центробанк, и независимые аналитики вынуждены раз за разом пересчитывать прогнозы, всё дальше откладывая переход к снижению ключевой ставки.
Для выполнения оборонного заказа бюджет каждый год вбрасывает в экономику дополнительные триллионы рублей. В прошлом году расходы бюджета составили 32 трлн рублей, на этот были утверждены 37 трлн, но план уже вырос до 38 трлн. В следующем году планировалось сократить расходы, но вместо этого они вырастут до 41,5 трлн рублей.
Возросшие доходы компаний и населения увеличили спрос, а нарастить предложение не получается. Рабочих рук не хватает, загрузка производственных мощностей на максимумах, а создание новых требует времени, да и кто на них будет работать, если в стране уже дефицит кадров?
А пока в экономике есть деньги и спрос, растущий быстрее предложения. И этот разрыв уходит в рост цен, а компании могут перекладывать в цены большую часть своих издержек. В том числе платежи по кредитам. ЦБ не может повлиять на предложение, так что пытается сбить спрос и поэтому так борется с чрезмерным ростом кредитования.
ЦБ уже дал понять, что в октябре, скорее всего, поднимет ставку (он сопровождает каждое заседание комментарием, в котором дает сигнал — в этот раз он был таким, после которого всегда следовало повышение). Это с высокой вероятностью означает ее рост до 20%, пишут эксперты Института Гайдара. Судя по котировкам, рынок ждет ставку между 20 и 21% к началу 2025 года, оценивает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Но отдавать придется
Пока всё выглядит неплохо, доля просроченных кредитов не растет. И люди, и компании в целом справляются с такими ставками, хотя первые симптомы будущих проблем уже различимы.
«В следующем году ситуация может стремительно ухудшиться, но будет уже поздно», — предупреждает инвестбанкир Евгений Коган. Он опасается роста числа банкротств компаний. Банки готовятся к ухудшению качества кредитов населению, отмечает управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин. Тем не менее пока что с обслуживанием кредитов нет особых проблем ни у компаний, ни у физических лиц.
Но если инфляция не будет достаточно замедляться и высокие ставки задержатся надолго, а зарплаты будут расти не так быстро, как в последнее время, то проблемы могут возникнуть. Ведущий научный сотрудник лаборатории финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев называет раздачу ипотеки под 20% и выше «абсолютной бомбой», которая взорвется. «Такие периоды были, это частая ошибка, — объясняет он. — Почему бы не взять под 20% ипотеку, если зарплата выросла еще больше. Классический случай, когда рост доходов прекращается, а ипотека под 20% уже взята. И ее нужно продолжать платить».