UPD. Эта статья была опубликована днем 8 февраля, а вечером президент Владимир Зеленский сообщил, что новым главкомом ВСУ назначен Александр Сырский. Валерию Залужному «предложено и дальше быть в команде украинского государства».
Отставка командующего ВСУ Валерия Залужного обсуждается как свершившийся факт, однако президент Владимир Зеленский не спешит поставить точку в этой затянувшейся истории — слишком непредсказуемые последствия могут быть у этого непопулярного решения. Украинский лидер хочет представить отставку Залужного как часть «перезагрузки» системы, но политическая конкуренция, как подлинная причина смены главкома, выглядит слишком очевидной.
Зеленский и Залужный: как нарастали противоречия
Слухи о возможной отставке главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного ходили давно, говорили об этом в основном представители оппозиции, официально же власть отрицала наличие конфликта между президентом и главкомом. Тем не менее, по данным Киевского международного института социологии, в конце 2023 года 43% украинцев верили в существование в той или иной форме разногласий между Зеленским и Залужным.
Однако 29 января 2024 года в результате утечки информации о подготовке отставки Залужного написали ведущие западные СМИ. В этот день Зеленский вызвал Залужного на беседу и предложил ему уйти в отставку, пообещав взамен, по разным версиям, либо пост секретаря СНБО, либо должность посла в одной из стран НАТО (называлась Великобритания). Поскольку Залужный отказался уходить, можно заключить, что точка невозврата в отношениях президента и генерала была пройдена, вместе работать у них уже не получится, и смена главкома ВСУ — вопрос времени. Наконец и сам Зеленский в интервью итальянскому телеканалу открыто признал, что «размышляет» об отставке главкома Валерия Залужного, и это решение должно стать частью «перезагрузки руководства» страной. Помешать отставке главкома сейчас может разве что форс-мажор, например новое наступление российских войск на Киев, о возможности которого говорят украинские военные.
Что же стало причиной такого раскола в украинских верхах, притом в не самое подходящее для политических игр время? У разворачивающейся драмы есть военная и политическая составляющие, которые тесно связаны друг с другом.
Один из источников напряжения между Зеленским и Залужным — вмешательство президента в военные дела. Долгое время между военными и гражданскими властями сохранялся баланс: президент осуществлял общее руководство и коммуникацию с союзниками, а главком занимался непосредственно войной. Со временем Зеленский стал все больше вмешиваться в дела армии, часто действуя через голову главкома; недоверие президента к армейцам особенно усилилось после неудачи летнего контрнаступления 2023-го. В армии у Зеленского появился свой фаворит — командующий Сухопутными войсками генерал Сырский, руководивший обороной Бахмута.
Между Зеленским и Залужным есть ряд серьезных разногласий по дальнейшей стратегии. Например, по вопросу проведения мобилизации (главком настаивает на дополнительном наборе полумиллиона человек, чтобы возместить потери и провести ротацию — президент опасается непопулярности этой меры в обществе) или удержания населенных пунктов (Залужный выступал в 2022-м за сдачу Бахмута, а сейчас Авдеевки, исходя из стратегических соображений, президент же требует оборонять города до конца). В своей статье на сайте CNN генерал Залужный также раскритиковал устарелую систему принятия решений в Украине и призвал к ускоренной реформе системы, прежде всего в технологической сфере.
В политическом же плане высокая популярность Залужного в Украине и мире давно беспокоила Офис президента. Генерала рассматривали как потенциального лидера «электората хаки», в среде которого Зеленский постепенно терял популярность. Еще в апреле 2022 года президентское окружение нервно отреагировало на слухи о том, что Залужный планирует создать именной благотворительный фонд, который мог бы стать основой для политического проекта. Теперь же, на фоне снижения уровня доверия к президенту (с 90% в мае 2022-го до 77% в декабре 2023-го) и моделирования социологами ситуации президентских выборов, где Зеленский и Залужный выходят во второй тур, эти политические страхи усилились многократно. Сам Залужный при этом не проявлял политических амбиций и высказывался до последнего времени исключительно на военные темы, хотя, возможно, молчание в данном случае красноречивее любых слов.
Но отставка Залужного зависла в воздухе, и для этого есть причины — Офис президента опасается негативной реакции союзников (хотя и уведомил Белый дом о планируемом уходе Залужного), дезорганизации обороны, неизбежной в условиях смены главкома и, главное, негативной реакции украинского общества — 72% украинцев выступает против отставки Залужного.
Отставка неминуема, последствия неясны
Увольнение Залужного вряд ли станет единичным явлением — украинскую армию, судя по всему, ждет кардинальная смена руководства в рамках задуманной Зеленским «перезагрузки». Этот процесс начался еще в конце прошлого года, когда стали увольнять близких к Залужному командиров. Сейчас появились слухи о том, что вместе с Залужным может быть отправлен в отставку и начальник Генштаба ВСУ генерал Сергей Шаптала, близкий соратник Залужного. В оппозиции говорят и об увольнении всех заместителей главкома.
Осенью 2023 года отсутствие значимых результатов контрнаступления стало холодным душем для гражданских властей и общества, поиск виновных стал практически неизбежен. Однако подобная чистка вряд ли может усилить армию в условиях патовой ситуации на фронте, которую констатировал в свое время Залужный, и с чем в итоге частично согласился и сам Зеленский.
Но скамейка запасных для военного руководства не так велика. Текущая кадровая ситуация в какой-то мере парадоксально повторяет период первого года президентства Зеленского, когда после увольнения распиаренного правительства молодых реформаторов президентская команда испытала серьезнейший кадровый голод, с трудом закрывая вакансии в кабинете министров. Но сейчас ставки куда выше — на кону не судьба реформ, а самой страны.
На слуху две кандидатуры потенциальных сменщиков Залужного: начальника Главного управления разведки Кирилла Буданова и командующего Сухопутными войсками Александра Сырского. В пользу первого говорит молодость, амбициозность и мастерство в организации спецопераций (а в условиях стагнации на фронтах удары по тылам противника, диверсии и психологические операции могут стать основным содержанием боевых действий, и тут Буданов будет на своем месте), однако опыта командования большими соединениями у него нет. Второй — опытный и не менее амбициозный военачальник, но у Сырского в армии репутация командира, не считающегося с потерями. Уровень доверия к обоим также значительно ниже, чем к Залужному: по данным КМИС, Залужному доверяют 92% украинцев, Буданову — 60%, Сырскому — 33%. Оба кандидата уже вроде бы отказывались от предложенного поста главкома, но и Залужный пока не уволен.
Помимо прочего, замена Залужного если и не станет катастрофой, то может всерьез повлиять на моральный дух в войсках. Важно отметить, что Залужного в свое время назначили, чтобы наладить отношения президента с армией. По данным источников «Украинской правды», в СБУ в последнее время даже готовились к беспорядкам в столице и армии в случае официального объявления об отставке главкома.
В политическом смысле ситуация для Зеленского патовая: оставить Залужного означает продолжать выращивать опасного конкурента, уволить — развязать ему руки для строительства политической карьеры. В Офисе президента ищут вариант приемлемого решения (идеальным исходом для них был бы добровольный уход Залужного, но такого подарка генерал делать оппонентам не стал). Характерно, что конфликт Зеленского и Залужного активно используется оппозицией — от экс-президента Петра Порошенко («Я в Брюсселе. У наших партнеров шок от одних от слухов [об отставке Залужного]») до мэра Киева Виталия Кличко («Политика может перевесить здравый смысл и интересы государства»).
Перед Зеленским стоит задача политического выживания, завидную волю к которому он демонстрирует все эти годы — обладая хорошим чутьем, он редко совершает серьезные ошибки. Но тот ли это случай и не слишком ли он самоуверен, меняя командующего армией в не самый благоприятный момент? Британский политолог Марк Галеотти, акцентируя внимание на актерском прошлом украинского лидера, предполагает, что тот находится в очередной стадии «переизобретения» самого себя, очередной трансформации своего образа, который поможет преодолеть ему кризис доверия.
Хотя отставка Залужного практически решенный вопрос, когда она произойдет — остается неизвестным, Зеленский оставляет последний ход за собой. Увольнение главкома не прибавит Зеленскому популярности, но в условиях внешней угрозы ни армия, ни оппозиция не будут бросать ему вызов, так как это неизбежно сыграет на руку врагу. Поэтому президент не спешит с окончательным решением, анонсируя некие глобальные перестановки, создание «команды победы», что бы это в итоге ни означало.