Эта статья впервые была опубликована на портале Econs.online.
Прежде чем что-то сделать, сходи к астрологу, — такой подход популярен не только в России. Например, во Вьетнаме широко распространена система гаданий «ты ви»: так люди получают предсказания, будут ли успешными их начинания. Особенной популярностью пользуются прогнозы в отношении перспектив совместной жизни: многие пары, прежде чем пожениться, обращаются к предсказателю, который на основе времени и даты рождения женщины и мужчины делает вывод, будет ли их брак благополучным. Более 80% этнических вьетнамцев знают о «ты ви» и о том, куда обратиться за нужным предсказанием; почти треть (31%) задумывалась об обращении к предсказателю при заключении брака; 45% респондентов полагают, что перспектива их брака с точки зрения «ты ви» беспокоила их родственников и близких, показал опрос в 2020 году.
Суеверие? Конечно! Вот только браки, заключенные по «ты ви», оказываются чуть более успешными, выяснили экономисты: у таких пар выше уровень жизни. Они зарабатывают и потребляют на 2–3% больше таких же пар без «ты ви», а их дети чаще оканчивают школу.
Дело, конечно, не в звездах, пришли к выводу исследователи. Если друзья и родственники пары верят, что брак успешен, поскольку заключен с учетом «ты ви», то скорее помогут в трудные времена. Они переводят таким парам на 9% больше денег, а в случае госпитализации одного из супругов «ты ви»-пары получают от близких на 24% больше помощи. Это снижает вероятность, что в случае трудностей паре придется что-то продавать или влезать в долги. «Даже если сами супруги не очень верят [в «ты ви»], но полагают, что их родственники и друзья твердо придерживаются этих верований, у пары есть стимул для успешной совместной жизни», — говорит соавтор исследования Кьеу-Транг Нгуен. Благополучные с точки зрения «ты ви» пары действительно оказываются более благополучными, и это убеждение передается из поколения в поколение, добавляет она.
Похожий пример: в Китае верят, что рожденным в год Дракона уготованы удача и величие. И в самом деле, китайские дети, родившиеся в год Дракона, учатся лучше других и чаще получают степень бакалавра или выше, свидетельствует исследование.
Это типичные примеры так называемых самосбывающихся пророчеств. Ожидания, что события будут развиваться определенным образом, могут заставить людей действовать так, что эти ожидания реализуются — даже если изначально они были ошибочными.
Как это работает
Основной фактор, который влияет на образовательные успехи детей-драконов, — ожидания их родителей, выяснили исследователи. Матери и отцы «драконов» изначально настроены на то, что их дети будут более успешны, и поэтому тратят больше времени, средств и усилий на то, чтобы они преуспели. Даже дают детям больше карманных денег и поручают меньше обязанностей по дому, чтобы они могли сосредоточиться на учебе. Хотя ни дети-драконы, ни их семьи не отличаются по своей сути от других детей и семей, вера в успех и инвестиции в него приводят к ожидаемому результату, заключают авторы.
Мы все сталкивались с такими самосбывающимися пророчествами. Взять хотя бы мандраж перед экзаменом — его приводил в пример профессор социологии Колумбийского университета Роберт Мертон, который и ввел термин «самосбывающееся пророчество» в 1948 году. Студент, беспокоящийся, что провалится, тратит больше времени на волнения, чем на учебу, — и действительно терпит неудачу, описывал Мертон.
Одним из основных источников вдохновения для него был закон, сформулированный в 1928 году Уильямом Томасом, одним из основоположников американской социологии и социальной психологии: если человек считает ситуацию реальной, то она становится реальной по своим последствиям. Томас писал о преступнике, попавшем в психиатрическую больницу из-за убийства нескольких человек, имевших несчастливую привычку разговаривать с самими собой на улице: «По движению их губ он вообразил, что они оскорбляют его, и вел себя так, как будто это было правдой». Ложные представления преступника заставили его действовать определенным образом, что привело к реальным трагичным последствиям.
«Теорема Томаса», как назвал ее Мертон, является, по его мнению, основополагающей для социальных наук и для понимания того, как работает общество. Люди реагируют не только на объективные особенности ситуации, но также — а иногда и в первую очередь — на то значение, которое они этой ситуации придают. И как только они придали ситуации какое-то значение, их последующее поведение и некоторые последствия этого поведения определяются этим значением, писал Мертон.
Например, если человек встречает незнакомца и считает его интеллектуалом, то может выбрать для разговора с ним довольно сложные темы и в результате общения прийти к выводу, что собеседник действительно умен. Напротив, если человек будет считать незнакомца «недалеким», то может предложить обсудить достаточно простые вещи и по итогам разговора заключить, что собеседник и правда ограничен.
Механизм самосбывающегося пророчества можно разделить на четыре стадии, указывали психологи Артур Стукас и Марк Снайдер. Сначала человек принимает определенные убеждения в отношении тех, с кем он взаимодействует. Затем действует так, как если бы эти убеждения были истинными. Далее те, с кем человек взаимодействует, корректируют свое поведение в соответствии с его действиями. И, наконец, человек интерпретирует поведение окружающих как подтверждение своих убеждений. Круг замкнулся.
Верить в успех
Эффект, когда ожидания могут заставить человека действовать так, что они реализуются, часто называют «эффектом Пигмалиона». Это название восходит к греческому мифу о скульпторе, который влюбился в созданную им статую, и богиня любви Афродита, видя его чувства, оживила ее. Подобно тому как фиксация Пигмалиона на статуе позволила ей ожить, ожидания других людей, сфокусированные на определенном человеке, могут изменить его поведение и в итоге привести к реализации этих ожиданий. Его также называют «эффектом Розенталя», в честь психолога Роберта Розенталя, одного из исследователей, описавших его.
Розенталь и Ленор Джейкобсон, директор начальной школы в Сан-Франциско, обнаружили, что высокие ожидания учителей относительно способностей их учеников могут стать самосбывающимся пророчеством. Они провели эксперимент: в начале учебного года протестировали школьников на уровень IQ, а потом сообщили учителям, какие из учеников, согласно результатам теста, должны показать скачок интеллектуального развития в течение года. На самом деле, «успешные в будущем» ученики были выбраны наугад. Однако повторное измерение IQ в конце учебного года продемонстрировало, что показатели учеников, от которых ожидали высоких результатов, действительно улучшились больше, чем у других. Это произошло потому, что учителя, поверившие в большой потенциал определенных учеников, уделяли им больше внимания, были с ними более терпеливы и больше стремились их воодушевить. В ответ на созданную учителями благоприятную атмосферу для учебы самооценка и мотивация этих школьников улучшились.
Иллюстрацией механизма самосбывающегося пророчества могут служить слова Элизы Дулитл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»: «Видите ли, разница между леди и цветочницей заключается… в том, как себя ведут с ними окружающие. С профессором Хигинсом я навсегда останусь цветочницей, потому что он вел себя и будет вести себя со мной как с цветочницей. Но с вами я могу стать леди, потому что вы вели себя и будете вести себя со мной как с леди».
Этот эффект может проявляться не только в школьном обучении, но и, например, в менеджменте. Исследования (вот пара примеров) — показывают, что более высокие ожидания руководства в отношении креативности персонала действительно приводят к повышению креативности работников. Механизм тот же: видя поддержку, сотрудники с большей вероятностью склонны проявлять творческие способности.
Экономика ожиданий
Раз самосбывающиеся пророчества обладают такой силой, они могут влиять не только на частную жизнь людей, но и на экономику. Этот механизм может, например, запустить банковский кризис или инфляцию, поэтому ученые и регуляторы считают его одним из важнейших факторов многих процессов.
Мертон, придумавший термин «самосбывающееся пророчество», проиллюстрировал свою концепцию как раз на примере банковской паники — бегства вкладчиков из вымышленного «Последнего национального банка». Описание напоминало реальную банковскую панику в США во время Великой депрессии 1930-х годов. Слухи о проблемах «Последнего национального банка» дошли до вкладчиков, и часть из них пошли забирать свои деньги. Очереди у отделений банка стали подтверждением его проблем, и уже абсолютно все клиенты поняли, что надо срочно спасать свои деньги. Но ни один банк не в состоянии вернуть сразу все деньги всем: сам-то он не может потребовать назад выданные кредиты. В какой-то момент деньги у него заканчиваются, и он не может расплатиться: «Пророчество о крахе привело к самоосуществлению пророчества».
Стремление избежать набега вкладчиков стало главной причиной страхования вкладов. Но и оно не всегда спасает. В марте этого, 2023 года, паника вкладчиков стала основной причиной краха Silicon Valley Bank и еще нескольких американских банков.
Похожим образом самосбывающиеся пророчества могут приводить к тому, что по долгам не могут расплатиться целые страны. Когда инвесторы опасаются дефолта (отказа платить по долгам), они своими действиями приближают дефолт. Например, они от греха подальше продают ее облигации — при этом они дешевеют, а доходность сильно растет — так они устроены. Из-за этого страна не может перекредитоваться — слишком большие придется платить проценты, да и все боятся давать ей в долг. В итоге страна может оказаться неплатежеспособной потому, что инвесторы боятся дефолта, описывали механизм экономисты. Так произошло, например, во время долгового кризиса стран южной Европы в 2010–2011 годах, когда Грецию и другие страны пришлось спасать Европейскому центробанку. Их проблемы были связаны не столько с большими долгами (хотя и это тоже), сколько с изменившимся отношением рынка, обнаружили исследователи, то есть кризис был во многом самореализующимся.
Ожидания неких изменений могут влиять на восприятие людьми риска и, следовательно, на их экономические решения. Это может стать основой для реализации самосбывающегося пророчества, показало исследование психологов.
Самый яркий пример здесь — инфляция. Центробанкиры и экономисты рассматривают ее отчасти как самосбывающееся пророчество, писал Карло Пиццинелли, экономист МВФ. Если потребители считают, что цены будут быстро расти, они будут стараться быстрее делать покупки, пока нужные товары не подорожали, или даже приобретать то, что в другой ситуации, может, и не купили бы — просто чтобы вложить накопления, защитить их покупательную способность от инфляции. Это, конечно, ускорит рост цен (сейчас это происходит в России: люди реагируют так на падение рубля, но оно переносится в цены).
Если люди ждут высокой инфляции, они просят прибавки к зарплате. Это увеличивает затраты компаний на рабочую силу, и они повышают цены. Так может раскрутиться спираль зарплат и цен (это пытаются предотвратить США последние пару лет).
Поэтому инфляционные ожидания стали для центробанков важным показателем, который они учитывают при принятии важнейших решений. Российский ЦБ, например, каждый месяц публикует подробный отчет об инфляционных ожиданиях населения на основе опросов «ИнФОМ».
Чтобы не допустить исполнения самосбывающегося пророчества инфляции, у центробанков есть два способа. Можно применять традиционные инструменты, например повышать ключевую ставку (это удорожает кредиты, снижает спрос и ведет к замедлению роста цен, а с ними и ожиданий их роста). Иногда плата за это слишком велика: могут потребоваться крайне жесткие меры, что чревато спадом экономики (пример — укрощение инфляции в США в 1980-х). Другой способ — достучаться до людей и убедить их отбросить предрассудки, объяснить потребителям и рынкам, что все не так страшно и центробанк обуздает инфляцию.
Последние годы центробанки уделяют огромное внимание таким разговорам с людьми. Некоторые стали публиковать комментарии к своим решениям не только в виде заумных сообщений для профессионалов, но также краткие версии, где объясняют смысл своих действий простыми словами (о том, как и зачем они пытаются разговаривать с людьми, хорошо рассказано здесь). Чтобы люди понимали азы экономики, центробанки выпускают комиксы и ролики, ведут блоги, делают квизы. Звезды регги снимались в клипах Банка Ямайки о том, что низкая инфляция — это круто.
По силе воздействия коммуникации могут оказаться даже эффективнее традиционных инструментов — но только когда общество доверяет центробанку. Именно поэтому доверие для него — ключевой элемент успешности политики.