В России готовят новый закон о резервистах, но никто не понимает, зачем он нужен. Это технические правки, замена мобилизации или пиар Минобороны?
Разбираемся с экспертами

Минобороны России подготовило законопроект о привлечении резервистов к выполнению задач в мирное время, пишет РБК со ссылкой на копию документа. По информации журналистов, 13 октября правительственная комиссия поддержала эту идею.
Документ предполагает, что граждан, которые состоят в мобилизационном резерве, будут привлекать к выполнению задач в случае вооруженных конфликтов, контртеррористических операций (КТО) и при использовании российских военных за рубежом. Сейчас их можно привлекать только в период мобилизации или в военное время. Поправки позволят делать это и в мирное время, причем как на территории РФ, так и за ее пределами.
Как пояснил глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, в законопроекте «использованы достаточно широкие понятия, которые позволят использовать личный состав в различных ситуациях без принятия дополнительных законов под каждый конкретный случай». Речь идет, например, об отправке резервистов в Сумскую и Харьковскую области, где идут бои, добавил Картаполов.
Резервистов будут призывать на так называемые «специальные сборы» по решению президента. Эти сборы буду длиться не более двух месяцев. За участие в них резервисты будут получать дополнительные выплаты.
При этом сам текст законопроекта не внесен в Госдуму, его формулировки и детали неизвестны. Неясно, поменяют ли эти поправки порядок задействования резервистов или это лишь технические изменения, ведь указ Владимира Путина о мобилизации формально не был отменен, этот правовой режим продолжает действовать и не позволяет военным уйти с фронта после истечения контракта. Также законотворцы не определяют четко, какой именно категории граждан это коснется и сколько вообще в России резервистов.
«Важные истории» попросили военных экспертов и юристов, занимающихся вопросами призыва, рассказать, как может работать эта инициатива.
Законопроект позволит властям временно «заткнуть дыры» на фронте, отмечает директор «Школы призывника» Алексей Табалов. По его словам, под «специальными сборами» будет подразумеваться кратковременное участие резервистов в боевых действиях.
«Властям нужны солдаты, нужно мясо. Они поняли, что затыкать дыры срочниками, которые не имеют опыта и которые небоеспособны, — не выход. Резервисты хоть и не профессиональные военные, но они на пути к этому, опыт военной подготовки у них есть. Кого-то из них они сагитируют сходить [на фронт], и кто-то пойдет», — отметил Табалов.
После таких «сборов» резервистов могут вынуждать подписывать контракты, чтобы оставить на фронте до конца войны, считает эксперт. Это, по его словам, «новый способ рекрутинга дополнительных людей на фронт».
Хотя правовой статус мобилизации в России всё еще действует, мобилизационные мероприятия не проводятся, а значит, привлекать резервистов к участию в боях по закону нельзя, их можно отправлять только на учебные сборы. Новый же закон позволит привлекать их и без мобилизационных мероприятий, подчеркивает Табалов.
Это подтверждает в разговоре с «Важными историями» юрист Артем Клыга. По его словам, сейчас резервистов юридически можно привлечь к боям через призыв по мобилизации, другого механизма нет. Суть законопроекта — в том, чтобы получить возможность через «специальные сборы» отправлять их на войну.
Закон нужен, чтобы не нервировалось население, чтобы никто не пугался от слова «мобилизация»
«Закон нужен, чтобы не нервировалось население, чтобы никто не пугался от слова “мобилизация”. Просто объявят “специальные военные сборы”, и никто не заметит, что через эти сборы резервистов начинают отправлять выполнять боевые задачи как в рамках режима КТО, который до сих пор объявлен в Курской области, так и за пределами России», — говорит Клыга.
Директор правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко отмечает, что сейчас в Минобороны «не готовы» призывать резервистов на фронт без проведения новой волны мобилизации и «отмашки сверху».
«Новую мобилизацию власти проводить не хотят, боятся будоражить общество. Поэтому они ищут лазейки, и одна из них — отправка на войну резервистов, хотя бы на пару месяцев», — говорит «Важным историям» Кривенко.
При этом, по его словам, непонятно, сколько резервистов вообще можно привлечь: тех, кто находился в резерве, уже призвали по мобилизации и отправили на фронт в соответствующие подразделения БАРС (Боевой армейский резерв страны). Сейчас же в составе десятков отрядов БАРС на фронте воюют не резервисты, а так называемые добровольцы — контрактники, которые, в отличие от бойцов регулярных подразделений Минобороны, могут заключить контракт на ограниченный срок и потом легально уехать с фронта домой.
Тех, кто был готов воевать за Путина и состоял в БАРС, уже выгребли, и они уже мертвы
Военный аналитик проекта «Прощай, оружие!» Алексей Альшанский подтверждает, что в новом законе идет речь о привлечении резервистов, которые прибывают в БАРС, но их почти не осталось.
«Тех, кто был готов воевать за Путина и состоял в БАРС, уже выгребли, и они уже мертвы. Сейчас в резерве буквально десятки тысяч», — говорит Альшанский.
По его словам, власти начали отправлять резервистов из БАРС на сборы в 2021 году, еще до вторжения. После начала войны из них стали формировать номерные добровольческие подразделения (БАРС-1, БАРС-2 и другие). Других резервистов из БАРС отправили на войну во время активного призыва по мобилизации.
Никакого «реального влияния на фронт закон не окажет», говорит Альшанский. По его словам, властям и раньше ничего не мешало отправлять резервистов на фронт в рамках указа Путина о частичной мобилизации, но они этого не делали из-за нехватки людей в резерве.
«Они просто опубликовали законопроект с громким названием. Его прокомментировал депутат [фракции ЛДПР Алексей Журавлев], сказав про какие-то 2 млн резервистов. Это перепечатали СМИ и помогли путинской пропаганде сделать вид, что сейчас-то Россия начнет по-настоящему воевать», — считает Альшанский.