
В Высшей школе юриспруденции НИУ ВШЭ с нового учебного года откроется «первая в России» двухгодичная магистерская программа по обходу санкций, говорится на сайте вуза. Внимание на это обратило издание о науке T-Invariant.
Официально направление называется «Международный корпоративный комплаенс». В программу войдет «определение и выявление рисков санкций», а выпускникам предлагается работать среди прочего в госкорпорациях и компаниях, тесно сотрудничающих с государством. Обучение стоит 490 тыс. рублей в год, бюджетных мест нет. Программой руководит директор Мосбиржи по комплаенсу Ирина Грекова.
Также в НИУ ВШЭ запустили программу повышения квалификации «Санкционный комплаенс». На ней учат «выявлять зоны риска вторичных санкций и принудительных мер зарубежных и российских регуляторов в процессе осуществления транзакций с российскими и зарубежными лицами, проводить анализ сделки на предмет санкционного риска». Обучение стоит 84 тыс. рублей за 136 часов вебинаров. Этой программой руководит гендиректор Российского совета по международным делам и эксперт Валдайского клуба Иван Тимофеев. Он ведет похожие курсы в еще нескольких частных организациях за пределами вуза.
Еще одна программа повышения квалификации в ВШЭ посвящена работе с криптоактивами в условиях санкций.
Свой курс по обходу санкций за 95 тыс. рублей предлагает и юрфак МГУ совместно с «Национальной ассоциацией "Комплаенс"». По указу Владимира Путина в МГУ также создается научно-образовательный центр по санкционному комплаенсу.
T-Invariant отмечает, что ранее курс санкционного комплаенса читался как обязательный на направлениях департамента международного права ВШЭ и в РАНХиГС.
Сооснователь ВШЭ Игорь Липсиц отмечает, что среди авторов программ по обходу санкций нет профессоров Высшей школы экономики, зато есть «гастролеры», то есть сторонние спикеры не из системы высшего образования. «Многие профессора уехали, а многие просто не станут этим заниматься. Они были ориентированы на право в мировом контексте, и у них была задача гармонизировать российское право с мировым, люди этому учились, этому учили, преподавали. А эти новые программы — они не про право, а про то, как право обойти», — говорит он.
По мнению Липсица, новые программы — это реакция образовательного рынка на реструктуризацию экономики России и дефицит качественно новых кадров в ней.
Как именно российские компании научились обходить санкции и почему это сложно остановить — мы подробно рассказывали здесь.