
Прокуратура Магаданской области отменила «50–60» решений о реабилитации по делам колымских заключенных, отбывавших наказание в 40–50-е годы прошлого столетия. Об этом сообщили в ведомстве.
По словам начальника уголовно-судебного отдела прокуратуры Максима Комаровского, сотрудники ведомства «пересмотрели несколько тысяч архивных дел». По его словам, отменили решения о реабилитации «власовцев, бандеровцев и пособников фашисткой Германии».
В сентябре 2024 года генпрокурор России Игорь Краснов подготовил приказ о пересмотре решений по реабилитации жертв советских репрессий, которых современное российское государство считает «изменниками Родины», виновными в тяжких и особо тяжких преступлениях, «военными преступниками» и «пособниками нацистов».
Как именно власти РФ будут оценивать степень «виновности» того или иного репрессированного, в документе не уточнялось.
Летом прошлого года правительство изменило концепцию о жертвах политических репрессий. Оттуда убрали упоминания о «массовости» советских репрессий, положение о необходимости увековечить память жертв, о репрессиях против представителей различных религий и «классово чуждых» советскому режиму людях, о насильственной коллективизации и искусственно созданном голоде, о миллионах узников ГУЛАГа и депортированных народах, о признании репрессий незаконными, о расстреле демонстрации в Новочеркасске, о репрессиях против воинов Великой Отечественной, попавших в плен к нацистам, и так далее.
В итоге из нынешней концепции неясно, кто, когда и кого репрессировал в СССР, отмечает депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский.
В Береговом лагере (Берлаге) на Колыме содержались «особо опасные государственные преступники», осужденные по политическим мотивам. Почти половину заключенных составляли «националисты» — участники национально-освободительных движений, которые боролись против советской оккупации, — из Украины и стран Балтии. Также в нем содержали «террористов, диверсантов и шпионов», в том числе иностранцев.