Омский активист Даниил Чебыкин и кузбасский оппозиционер Лев Гяммер рассказали, что бот Wallet в «Телеграме» заблокировал их криптовалютные счета внутри мессенджера.
По словам Чебыкина, у него оказались заморожены 170 USDT (стейблкоины, привязанные к доллару США), а у Гяммера — около 100 USDT. Оба активиста внесены в реестр «экстремистов и террористов», что означает, что им запрещено осуществлять банковские операции в России. Telegram Wallet как раз обеспечивает операции с криптовалютой внутри мессенджера.
Чебыкину ранее также аннулировали внутренний паспорт РФ.
Техподдержка кошелька «Телеграма» ответила Чебыкину, что его счет заморожен в соответствии с пунктом 5.5 пользовательского соглашения. Этот пункт позволяет ограничивать действия пользователя по запросу правоохранительных органов.
Как отмечает журналист Андрей Захаров, Чебыкин и Гяммер проходили верификацию в боте по российским документам, но аккаунты активистов в «Телеграме» привязаны к иностранным сим-картам.
Telegram Wallet — это встроенный в мессенджер кошелек, который позволяет совершать криптовалютные транзакции между пользователями «Телеграма», в том числе с внутренней криптовалютой TON.
- Создатели бота Wallet придерживаются позиции, согласно которой они независимы от самого мессенджера. Захаров пишет, что так создатель «Телеграма» Павел Дуров обходит потенциальные ограничения от американских властей, которые ранее высказывали претензии к его криптовалютным проектам.
- Таким же образом от мессенджера формально сепарируются и встроенные в него сервисы Donate и PremiumBot, через которые делают пожертвования организациям и оплачивают премиум-аккаунты. В 2022 году журналисты «Медиазоны» выяснили, что реальным собственником ботов Donate и PremiumBot стал близкий к Павлу Дурову татарстанский банкир Дмитрий Еремеев. Транзакции в мессенджере проходят через небольшой частный банк Еремеева «131». Андрей Захаров отмечает, что неназванные источники считают бот Wallet еще одним активом Еремеева внутри «Телеграма».
- Степень сотрудничества самого Павла Дурова и непосредственно «Телеграма» с российскими правоохранителями в части выдачи персональных данных и доступа к перепискам до сих пор неизвестна. После задержания Дурова во Франции летом 2024 года «Телеграм» пообещал выдавать IP-адреса и номера телефонов «нарушителей» по запросам властей. Мессенджер действительно начал делать это во многих странах мира, публикуя данные о сотрудничестве с силовиками.
- При этом компания Дурова до сих пор не раскрыла данные об обмене информацией с полицией и спецслужбами в России. Одна из ведущих расследовательниц в сфере IT в России Мария Коломыченко полагает, что это связано с российскими же законодательными ограничениями. «"Телеграм" является организатором распространения информации (ОРИ). <...> При этом существует постановление Правительства РФ № 743 от 31 июля 2014 года, которое регламентирует взаимодействие ОРИ с уполномоченными государственными органами (читай — ФСБ и др.). В нем прямо указано, что ОРИ "обеспечивает неразглашение любой информации о конкретных фактах и содержании такого взаимодействия третьим лицам"», — пишет она.