Путин начал переговорный процесс по Украине, так как в России заканчиваются деньги на финансирование войны и варианты, откуда их можно взять. Об этом пишет старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Агате Демаре в своей колонке для Politico.
Дефицит бюджета в России небольшой, однако из-за санкций Москва не может в полной мере подключаться к мировым долговым рынкам, отмечает Демаре. Из-за этого у РФ не так много вариантов, как финансировать дефицит бюджета.
Изначально Москва пыталась покрыть его за счет банков — кредитные организации были вынуждены давать сотни миллиардов дешевых займов оборонным компаниям, а также в большом объеме покупать государственные облигации.
Эта стратегия работала в 2022 и 2023 году, однако в прошлом году начала давать сбои. Как пишет Демаре, российские банки находятся в таком бедственном положении, что больше не хотят увеличивать объем долга. Эксперт отмечает, что в 2024 году власти отменили несколько аукционов по гособлигациям, потому что не нашли на них покупателей.
Когда стратегия с банками перестала работать, власти обратились к Фонду национального благосостояния (ФНБ). В течение нескольких лет его было достаточно, чтобы покрывать дефицит бюджета, возникший из-за войны. Однако за три года ликвидные резервы ФНБ сократились на две трети. Эксперт предполагает, что 2025 год — последний, когда Кремль сможет покрыть дефицит бюджета, задействовав ФНБ.
Никаких других стратегий финансирования дефицита бюджета у Кремля нет, и Путин ищет в перемирии по Украине передышку для российской экономики, считает Демаре.
«Причина, по которой Путин, возможно, наконец-то готов к переговорам, кажется удивительно простой: он хочет избежать унизительного банкротства», — пишет эксперт.