Владимир Путин подписал закон о денонсации Россией рамочного соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе (МНЭПР). Документ опубликован на официальном сайте правовых актов.
Денонсация соглашения в первую очередь ставит крест на возможном будущем сотрудничестве стран в проектах по очистке Арктической зоны, считает Александр Никитин, эксперт Экологического объединения «Беллона». До начала полномасштабного вторжения в них вместе с Россией участвовали Норвегия, Франция, частично Италия и Европейский банк реконструкции и развития.
Говоря о возможных последствиях, многое зависит от того, как Россия будет вести себя дальше, рассказал эксперт. Так, если РФ не будет завершать уже начатые проекты — в Андреевой Губе, Гремихе или на дне арктических морей по подъему затопленных и затонувших ядерно- и радиационно опасных объектов — радиационные риски в Арктике возрастут для рыбаков, судов на Севморпути и «тех, кто там соберется что-то добывать со дна морей».
«Там, где есть ядерные и высокоактивные материалы, всегда существуют повышенные риски. Если оценивать риски в перечисленных выше местах, то хранилища ядерных материалов в Андреевой Губе являются наиболее проблемными и высокорискованными. Затопленные объекты с ядерным топливом непредсказуемы, поэтому представляют значительную опасность. Гремиху подчистили, но не до конца, однако в настоящее время там особых рисков нет.
Будут или не будут завершать работы — сложно сказать, поскольку это требует значительных финансовых вложений и сложных технологий для подъема затонувших объектов. Как мы сейчас видим, денег нет и технологий пока тоже», — объяснил Никитин в комментарии для «Важных историй».
Более того, по словам эксперта, если РФ снова начнет накапливать радиоактивные и ядерные отходы, как это делали в СССР, то «ситуация вернется в исходную точку — во времена до начала работы международных проектов по очистке от ядерного наследия Советского Союза».
- За сегодня Путин подписал более 50 законов. В том числе закон, разрешающий исключить «Талибан» из списка террористических организаций, законы об ужесточении наказания за мятеж, о запрете приема в российские школы детей иностранцев без знания русского языка, о «спецсчетах» для «иноагентов» и многие другие.