«В тюрьме я застал три бунта». Якутский антивоенный активист Айхал Аммосов освободился из экстрадиционной тюрьмы в Казахстане

Он избежал выдачи российским силовикам и находится в Германии

Дата
9 нояб. 2024
Автор
Редакция

Анархист и панк-музыкант Айхал Аммосов, которого власти РФ преследуют за антивоенные акции, избежал экстрадиции в Россию и освободился из СИЗО Алматы в Казахстане. Об этом он сам рассказал «Важным историям».

Аммосова (настоящее имя — Игорь Иванов) выпустили из СИЗО еще 8 октября, но рассказать об освобождении он решил только сейчас. Российские правозащитники в Германии помогли ему получить серый эрзац-паспорт и гуманитарную визу ФРГ. Сейчас Аммосов направляется в немецкий лагерь беженцев.

Фото активиста после прибытия в Германию опубликовал телеграм-канал «Публичные призывы».

В заключении в Казахстане якутский активист провел ровно год после того, как местные силовики задержали его по экстрадиционному запросу от российского следствия. В России на Аммосова за антивоенные акции возбудили уголовное дело о «дискредитации армии». Тогда он успел покинуть РФ. Затем, чтобы добиться экстрадиции, в обвинение добавили «призывы к терроризму».

Аммосов сообщал, что в камерах СИЗО не было чистой воды, еды, отопления и доступа к книгам. На фоне этого у него начало ухудшаться состояние здоровья.

«Алматинский централ (СИЗО) считается самой большой тюрьмой Центральной Азии. Там сидят арабы, таджики, кыргызы, уйгуры, афганцы — все. За год меня перекидали по девяти камерам, так как я был первый саха в этом СИЗО, они смотрели на меня, как на инопланетянина и не знали, к кому меня перевести», — рассказывает Аммосов об опыте заключения. Некоторые арестанты придерживались салафизма и планировали после освобождения уехать воевать в Сирию.

По его словам, в камерах была полная изоляция — ему не передавали письма, забирали содержимое посылок, включая теплую одежду. Аммосов рассказывает, что из-за религиозных и национальных разногласий в изоляторе постоянно происходили стычки, и ему пришлось изучить основы ислама и арабский язык, чтобы отстаивать позицию и иметь возможность общаться с другими арестантами.

«Со мной сидел араб из Палестины, и проще было выучить арабский, чем ждать, пока он заговорит по-английски», — говорит активист.

«[За год заключения] в тюрьме я застал три бунта. Сперва мы держали 10-дневную голодовку, а в конце января организованно устроили бунт против ментовского беспредела и условий жизни, — говорит Айхал. — 22 января произошло землетрясение в Алматы, и менты убежали из СИЗО на улицу, забыв заключенных. Тюрьма взбунтовалась снова. Во время большого бунта на подавление вызвали местный "Беркут", многих отправили в карцер, но меня отстояли другие арестанты».

Айхал Аммосов известен в Якутии как музыкант панк-группы Crispy Newspaper и автор антивоенных акций. После начала полномасштабной войны он несколько раз выходил с пикетами (наиболее известный — плакат «Жених приехал» на фоне ритуального агентства), а также попытался вывесить антивоенный баннер во время визита премьера РФ Михаила Мишустина в Якутск.

За это Аммосова преследовали по административной статье о «дискредитации ВС РФ». Сперва его содержали в спецприемнике в Якутске, а затем этапировали вместе с обвиняемым в убийстве и расчленении троих человек в поселок Бестях, где спецприемник совмещен с СИЗО и колонией, рассказывает активист.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie