Российские экспортеры начали прибегать к бартерным сделкам, чтобы решить проблемы с задержками платежей из-за антироссийских санкций. Об этом сообщает Financial Times.
Так, в октябре российский сельскохозяйственный трейдер «Астарта Агротрейдинг» заключил бартерную сделку с двумя компаниями в Пакистане. Согласно условиям соглашения, компания из Саратова получит 15 тыс. тонн мандаринов и 10 тыс. тонн картофеля за 15 тыс. тонн нута и 10 тыс. тонн чечевицы.
Тогда же таможенное управление в Екатеринбурге сообщило, что заключило бартерный контракт с китайской компанией об импорте бытовой техники и строительных материалов в обмен на семена льна.
«Бартер — одна из альтернативных форм расчетов в сегодняшних реалиях. [Она привлекательна тем, что] в ней отсутствуют проблемы, связанные с задержками платежей или отказом банков от проведения операций», — заявил Алексей Фролов, возглавляющий Уральское таможенное управление.
«Хотя бартерные сделки были распространены на межгосударственном уровне, сейчас они стали все более популярными среди бизнеса. Бартер — отличная альтернатива прямым платежам», — сказала FT вице-президент ассоциации экспортеров и импортеров в Москве Ирина Заседатель.
Возвращение к бартерной системе напоминает способы приобретения товара в СССР, когда импортеры имели ограниченный доступ к валюте. Например, в 1980-х годах они оплачивали импорт газировки Pepsi ящиками водки «Столичная», а в одном случае и вовсе военными кораблями и подводными лодками, перепроданными как металлолом.
Иностранные банки начали отказываться от российских контрагентов после того, как США пригрозили ввести против них дополнительные санкции за помощь России в войне с Украиной. Это серьезно затруднило российские продажи за границей и импорт иностранных товаров.