Британский гигант Unilever (второй в мире по объему продаж товаров повседневного потребления) ушел из России и Беларуси, продав активы группе компаний «Арнест» Алексея Сагала (ей принадлежит бренд средства от насекомых «Дихлофос»), говорится на сайте концерна.
«Арнест» получит четыре завода Unilever в Туле, Омске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Суммарно на них работают 2000 человек. Официально сумму сделки стороны не раскрыли.
Источники Financial Times, знакомые с ходом сделки, заявили, что покупка активов Unilever в России и Беларуси обошлась Сагалу в 520 млн евро (54,87 млрд рублей). Сделка прошла с дисконтом около 80 млн евро. Только российский бизнес Unilever ранее оценивался в 35–40 млрд рублей. FT оценивает стоимость активов Unilever в двух странах в 600 млн евро (63,2 млрд рублей).
«Юнилевер Русь» принадлежат права на мороженое «Магнат» и «Инмарко», бренды косметики «Бархатные ручки», «Чистая линия», «Черный жемчуг», Axe, Dove и Rexona, бытовую химию Domestos и так далее. Российская Unilever сразу после вторжения ВС РФ в Украину приостановила поставки своей продукции в Россию, но не собиралась уходить. Однако в 2023 году Украина внесла компанию в список «спонсоров войны».
«Арнест» — это бывший советский Невинномысский завод бытовой химии (НЗБХ). Группа компаний известна марками «Дихлофос», «Прелесть», а также Mosquitall и Deonica. Как рассказывал The Bell, «Арнест» появился после того, как Алексей Сагал в 1990-х вместе с «красным директором» Анатолием Александровым и ветераном Афганистана Игорем Кужбой смог приватизировать НЗБХ. До войны заказчиками «Арнеста» были сам Unilever, а также L'Oreal, Procter&Gamble, Colgate, Schwarzkopf, SC Johnson, Henkel и другие. Сагал хвастался, что контролирует 50% российского и 4% мирового рынка аэрозолей.
С началом войны Сагал смог приобрести активы американского производителя банок Ball Corp, производителя электронных систем Honeywell, нидерландской пивоваренной компании Heineken и шведской косметической группы Oriflame. Некоторые сделки проходили с огромным дисконтом. Так, активы Heineken Сагал купил за символический $1. FT называет Сагала «ключевым бенефициаром крупнейшего перераспределения активов в России с момента распада СССР». С начала войны его доходы от продаж выросли вдвое — до 13,9 млрд рублей за 2023 год, а выручка увеличилась в 24 раза.
Издание The Bell в своем расследовании рассказывало, что бизнес Сагала связан партнерскими отношениями с компанией «Колос» семьи вице-премьера Дениса Мантурова, курирующего перераспределение западных активов на рынке.