Мобилизованных Василия Григорьева и Дмитрия Давыдова, которые полгода пробыли в украинском плену, вернули на передовую, где заставляют рыть окопы и блиндажи, сообщил телеграм-канал «Осторожно, новости».
Григорьева и Давыдова мобилизовали осенью 2022 года. Изначально они служили в ЛНР, затем их передислоцировали в Белгородскую область. 3 июня 2023 года, во время одной из атак украинских ДРГ на регион, мобилизованных взяли в плен бойцы РДК.
Следующие полгода Григорьев и Давыдов провели на территории заброшенной тюрьмы в Буче, пишет «Осторожно, медиа». По словам мобилизованных, украинские военные «нормально» к ним относились, но угрожали убить, если они снова попадут в плен. Также утверждается, что перед обменом российских военнопленных избили.
3 января Григорьев и Давыдов вернулись в Россию в рамках обмена по формуле «195 на 195». Месяц они пробыли на реабилитации, после этого мужчин вернули в Шебекино, а в середине мая передислоцировали в Волчанск. Там бывшие военнопленные сначала занимались эвакуацией раненых и погибших, а потом их отправили рыть окопы и блиндажи. Как пишет «Осторожно, новости», на фоне возвращения на передовую у Григорьева и Давыдова начались нервные срывы.
26 августа военнослужащие бежали из полевого лагеря и на попутках добрались до Москвы. Там они обратились за юридической помощью. Прямо сейчас мужчины вместе с адвокатами едут в военную прокуратуру, чтобы написать явку с повинной и подать заявление на командование.
Ранее о том, что вернувшихся из плена российских военнослужащих используют как рабочую силу на фронте, писали в «Холоде». Однако в их материале речь шла о бывших заключенных, которых завербовали на войну из колоний. По данным издания, около 30 бывших осужденных, которые пробыли в плену и вернулись в Россию летом 2023 года, отправили в оккупированный Новоазовск рыть окопы на учебных полигонах.
«Мы приехали, слезли с “Уралов”, и нам говорят: “Теперь вы будете вечные рабочие”», — рассказал «Холоду» один из бывших военнопленных.
Женевская конвенция запрещает использовать бывших военнопленных на действительной военной службе. При этом российское законодательство не позволяет им самостоятельно уволиться с военной службы — фактически все контракты с Минобороны являются бессрочными.