Экс-госсекретарь канцелярии президента Польши Якуб Кумох, участвовавший в организации переговоров между Россией и Украиной в Беларуси и Турции, рассказал подробности о настроениях внутри делегаций и мирных соглашениях, предлагавшихся к подписи. Интервью у Кумоха взяло издание Polska Times (перевод на русский опубликовало издание «Новая Польша»).
Проект мирных соглашений, который стороны обсуждали в начале полномасштабной войны, включал пункты о признании Украиной аннексии Крыма и других оккупированных территорий, запрет на вступление Украины в НАТО, вечный нейтралитет Киева и ограничение численности украинской армии. Также Россия включила «чисто унизительные элементы, такие как обязательства проведения денацификации или введения культа Великой Отечественной войны».
«Даже если бы Россия перестала требовать, чтобы в Украине ввели русский язык и установили памятники маршалу Коневу, то в вопросах границ, разоружения Украины и гарантий она не отступила бы ни за что, — объяснил Кумох. — Переговорщики ни разу не приблизились к тому, чтобы положить конец войне».
По мнению польского дипломата, в Украине изначально не были готовы к пересмотру границ, а сам документ был подготовлен Россией до полномасштабного вторжения.
Кроме того, Россия и Украина не пришли к механизму гарантий, который бы устроил все стороны. В предложенном Россией проекте договора Москва обладала бы правом вето на применение вооруженных сил других гарантов в случае нападения на Украину.
В апреле издание Foreign Affairs опубликовало проект Стамбульских соглашений. Россия там также предлагала ограничить численность ВСУ и запретить Киеву вступать в НАТО, Киев же хотел гарантий от США. Кумох называет данные Foreign Affairs близкими к тому, что продвигала российская дипломатия: «В нем [проекте соглашения] содержится завуалированное осуждение Зеленского — мол, он мог избежать этой трагедии, но не заключил мир в 2022 году под давлением Запада».
По мнению Кумоха, Зеленский не мог согласиться с требованиями России из-за риска потерять пост президента, а западные страны не требовали от Украины отказа от мирных переговоров. Большинство просьб Украины же тогда касались поставок нового оружия.
С чего начались переговоры России и Украины
Дипломат также рассказал о подробностях организации первых переговоров украинской и российской делегаций в Беларуси. «Это идея якобы Лукашенко, то есть россиян. Они намеревались выдвинуть украинцам условия капитуляции, — считает Кумох. — У российской делегации не было никаких полномочий, они повторяли лозунги, сыпали обвинениями».
2 марта в Польшу прилетел Роман Абрамович в сопровождении своего делового партнера, «турецкого дипломата» и человека, близкого к администрации Зеленского. Позже несколько изданий опубликовали информацию о предположительной попытке отравления Абрамовича и еще нескольких участников переговоров.
Кумох подтвердил, что на недомогание пожаловались как минимум трое участников встреч. Они прошли обследование в клинике в Анкаре, но там им сообщили, что «это какое-то безвредное химическое вещество». По мнению Кумоха, Абрамовича хотели лишь запугать: «Что-то вроде “не думай, от нас не уйдешь”».
Есть ли связь между событиями в Буче и срывом переговоров
Последняя встреча по обсуждению деталей мирного соглашения прошла в Стамбуле 29 марта 2022 года. Тогда Украина подписала коммюнике, согласно которому переговоры о статусе оккупированных Россией до 24 февраля территорий, включая Крым, откладывались. Украинские власти были готовы согласиться с внеблоковым статусом и включением России в список гарантов безопасности, но без права вето.
Кумох утверждает, что появление в первых числах апреля новостей о расстреле мирных жителей в Буче не могло привести к резкому прекращению переговорного процесса. «Напротив — это был момент сокрушительного удара по позиции России, — считает дипломат. — Остаться стоило уже ради того, чтобы посмотреть, получит ли российская делегация новые инструкции сверху и смягчит ли свой подход».
Что говорит Москва
Однако новых встреч не последовало. Позже представитель МИД Мария Захарова обвинила в срыве переговоров посетившего Украину Бориса Джонсона, ссылаясь на слова члена украинской делегации Давида Арахамии. Кумох не считает Джонсона сторонником агрессивной военной политики, а его визит связывает с запросом самих украинских властей на получение военной помощи от Британии. Более того, переговоры продолжались до середины апреля — последняя версия договора датирована 15 апреля.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 20 апреля 2022 года подтвердил, что работа над мирным соглашением продолжается и проект договора «с четкими формулировками» направлен в Киев. Содержание этого документа неизвестно.
Владимир Зеленский в конце апреля также заявил, что Украина готова к переговорам с Россией, но выйдет из них, если будут убиты оборонявшие Мариуполь украинские военные и будет «провозглашен псевдореферендум относительно псевдореспублик» на оккупированных территориях.
После аннексии Россией четырех регионов президент Украины подписал указ, констатирующий невозможность переговоров с российскими властями. Путин продолжает настаивать на возврате к стамбульским договоренностям. Они, в частности, предусматривали личную встречу президентов двух стран для обсуждения статуса территорий, которые Россия уже признала своими.