Российским дезертирам больше небезопасно в Казахстане?
Задержание в Астане экс-контрактника ВС РФ Камиля Касимова — не единичный случай, выяснили «Важные истории». Судя по всему, российские правоохранительные органы начали системно преследовать дезертиров в Казахстане
Как задерживали Камиля Касимова
Российские военные следователи 23 апреля задержали прямо на рабочем месте в Астане экс-контрактника ВС РФ Камиля Касимова, дезертировавшего из армии. Эту информацию «Важным историям» подтвердили брат Касимова, который проживал вместе с ним в Астане, и казахстанский правозащитник Артур Алхастов.
23 апреля брат Камиля Касимова, Рашит, не дождался его с работы, рассказывает он «Важным историям». Когда он стал разыскивать брата, поехал к нему на работу, и начальство Камиля рассказало Рашиту, что «Камиля повязали» прямо на рабочем месте: «Были представители и российские, и казахстанские». В этот же день Камиль ему позвонил, сказал, что долго говорить не может, и что его «на такси» везут в Приозерск. Позже он еще раз связался с семьей, сказал, что находится под следствием, и его допрашивали. В разговоре с братом Касимов также упомянул, что в Приозерске он услышал, что «до него здесь был такой же [дезертир], его продержали два месяца и отправили в Россию». «Важным историям» не удалось независимо подтвердить эту информацию.
Позднее с самим Рашитом связался российский следователь из Приозерска, чтобы опросить его в качестве свидетеля по делу его брата: от него Рашит узнал, что против Камиля выдвинуто обвинение по статье 338 УК РФ («Дезертирство»). Приозерск находится на территории Казахстана, которая находится в аренде у Российской Федерации, там расположена российская военная часть и 496-й военно-следственный отдел СК России.
Касимов бежал в Казахстан в июне 2023 года, чтобы не участвовать в войне с Украиной. Правозащитники и семья Касимова опасаются, что его могут незаконно вывезти в Россию и осудить, хотя по законодательству Казахстана воинские преступления не относятся к экстрадиционным статьям. «Его удерживают в части, хотят вывезти в Россию и осудить за дезертирство, — уверен казахстанский правозащитник Артур Алхастов. — Как минимум двое из задержавших его были представителями российских военных правоохранительных органов. Мы не понимаем, что это было за задержание: почему российские правоохранительные органы действовали в Астане, похитили человека и увезли? Ему не предоставили право на защиту. Человек находится в воинской части, в заключении, со сломленной волей. Мы требуем от властей Казахстана дать оценку, что это было, потому что я не знаю никакого правового основания, по которому эти люди действовали».
По словам Алхастова, происходящее с Камилем — незаконно. «Российских дезертиров в Казахстане немало, и бывали случаи, когда их задерживали. Во-первых, никогда это не были российские сотрудники, это были казахстанские правоохранительные органы. Но преступления против порядка несения воинской службы не являются экстрадиционными в Казахстане: хотя они [дезертиры] находятся в розыске в Казахстане, но в случае задержания казахстанские правоохранительные органы их отпускают. Историй о том, чтобы российские правоохранительные органы участвовали в задержании на территории Казахстана, как в случае Камиля, раньше не было. В данной же ситуации, поскольку Камиля взяли российские правоохранительные органы и увезли в войсковую часть, он не имеет никаких механизмов защиты».
Еще два случая
Случай Камиля Касимова — не единичный. Несмотря на то что задержанный Камиль служил в воинской части на территории Улан-Удэ (а значит, и его дело должно вести местное следственное военное управление), на территории Казахстана им занимается 496-й военно-следственный отдел СК России, дислоцированный в Приозерске. Еще один дезертир российской армии, мобилизованный, бежавший из того же военного округа, что и Камиль, в Казахстан, рассказал «Важным историям», что в мае сотрудники местных правоохранительных органов в штатском задержали его в одном из густонаселенных городов Казахстана. «Постучались в квартиру, представились оперативниками, уломали, надели наручники, посадили в гражданскую машину и повезли в ОВД, — рассказывает он. — Сказали, что на меня пришла ориентировка из России». По его словам, в России на него заведено дело по ч. 3 ст. 337 («Самовольное оставление части»). Благодаря местным правозащитникам, этого дезертира из ОВД отпустили. Однако правозащитники считают, что этот случай может быть связан с ситуацией с Касимовым. «Когда его задержали, я насторожился, это было экстраординарное задержание: впервые дезертира нашли в квартире, в которой он не был зарегистрирован. Это означало, что начали действовать неординарно, и возможно, этого дезертира спасло [от отправки в Приозерск] то, что в его ситуацию оперативно вмешались правозащитники», — комментирует Артур Алхастов. «После этого почти не выхожу из дома, пытаюсь сменить адрес», — рассказывает дезертир о последствиях задержания.
Еще один российский дезертир, бежавший в Казахстан, чтобы не участвовать в войне, — кадровый военный из другого военного округа, показал «Важным историям» сообщение от руководителя того же 496-го военно-следственного отдела из города Приозерска в Казахстане, который пытался выйти с ним на связь. Ему также известно, что в России на него заведено уголовное дело по ч. 5 ст. 337 («Самовольное оставление части»), и он находится в розыске.
Почему это касается многих
«В Казахстане численность только тех дезертиров, которые обратились к правозащитникам, исчисляется десятками, — говорит Артур Алхастов. — Сюда можно выехать без загранпаспорта, а для военнослужащих получить их проблемно. На некоторых большое влияние оказало то, что Казахстан не признает квазигосударственные образования, как ЛНР и ДНР. И здесь человек из России будет нормально себя чувствовать: большая часть населения говорит на русском, у многих здесь живут родственники. Плюс здесь самая протяженная граница между Россией и Казахстаном — выехать сюда можно сразу несколькими способами». После произошедшего с Камилем местное сообщество дезертиров чувствует себя напряженно, говорит Алхастов.
С начала войны известно лишь об одном случае выдачи из Казахстана фигуранта уголовного дела в России. Майор ФСО Михаил Жилин бежал в Казахстан, нелегально перейдя границу. В конце декабря 2022 года россиянина депортировали в Россию, где его приговорили к шести с половиной годам колонии строгого режима по статьям о дезертирстве и незаконном пересечении границы. Однако это была не экстрадиция по просьбе РФ, а депортация за незаконное пересечение границы, в котором его обвинила не только Россия, но и Казахстан.
До этого похожие случаи происходили только в Армении. В декабре 2023 года российские военные задержали в Армении дезертира Дмитрия Сетракова, сбежавшего с войны. Его выкрали в Россию. В апреле также в Армении российские силовики пытались похитить дезертира Анатолия Щетинина, но власти страны не дали этого сделать.