Дело на $61 млрд. Что получит Украина от США

Как устроена американская помощь, какое оружие уже начали поставлять ВСУ и как все это может повлиять на ситуацию на фронте

Дата
25 апр. 2024
Дело на $61 млрд. Что получит Украина от США
Фото: EPA / MICHAEL REYNOLDS / SCANPIX / LETA

США наконец разблокировали пакет помощи Украине на 60,8 млрд долларов. 20 апреля после нескольких месяцев проволочек закон о выделении денег приняла Палата представителей, в этот вторник за него проголосовал Сенат, а в среду свою подпись подставил президент США Джо Байден. Американские политики подчеркнули, что 80% суммы останется в США, и многих поставили этим в тупик: как это так, что помощь выделяется Украине, а получит ее Америка? На самом деле, конечно, почти все достанется Украине. Рассказываем, на что и сколько денег заложено в законе, какое оружие могут получить ВСУ и как оно повлияет на ситуацию на фронте.

Как устроен пакет помощи

Как следует из текста закона, большая часть денег выделяется Украине по линии американского Министерства обороны — 48,4 млрд долларов.

Самая крупная сумма, 13,8 млрд, предназначена для Инициативы содействия безопасности Украины (Ukraine Security Assistance Initiative). По этой программе необходимое Украине оружие производится на американских военных предприятиях по заказу Минобороны. Главный недостаток этой программы — большие сроки производства оружия. Например, по ней ВСУ получили дальнобойные ракеты GLSDB. О планах произвести эти боеприпасы Пентагон объявил в феврале 2023 года, но первые поставки состоялись только спустя год. Выделенные сейчас 13,8 млрд могут расходоваться до 30 сентября 2025 года.

Для быстрых поставок существует свой механизм — Presidential Drawdown Authority. По нему президент США может «списывать» оружие со складов Минобороны и отправлять его союзникам, в данном случае Украине. Но не сколько угодно, а в пределах лимита, установленного бюджетом, то есть у военных должна быть гарантия, что они получат деньги на восполнение списанных запасов. На это новый закон выделят 13,3 млрд до конца сентября 2026 года, в том числе 8 млрд на 2024 год. На самом деле последняя сумма даже больше, потому что еще 3,9 млрд осталось с прошлого года (военные предусмотрительно заблокировали списание до того, как счет обнулился).

Джо Байден: «Мы выдержали испытание, объединились и сделали это (приняли закон. — Прим. ред.)»
Джо Байден: «Мы выдержали испытание, объединились и сделали это (приняли закон. — Прим. ред.)»
Ron Sachs / POOL via CNP / SCANPIX / LETA
Владимир Зеленский: «Путь длиной в полгода преодолели. Кто бы что ни говорил, но мы получаем поддержку, в которой нуждаемся»
Владимир Зеленский: «Путь длиной в полгода преодолели. Кто бы что ни говорил, но мы получаем поддержку, в которой нуждаемся»
Пресс-служба президента Украины

На восполнение запасов могут пойти еще 13,4 млрд из статьи о «Проведении военных операций». В законе говорится, что до 30 сентября 2025 года деньги можно потратить на «замену, новые поставки или ремонт» оружия и техники, а также на обучение военных ВСУ и на снабжение третьих стран, оказавших поддержку Украине. Военный аналитик Павел Лузин называет эти 13,3 млрд «маневровым резервом», который может использоваться в зависимости от конкретных потребностей.

На «проведение военных операций» отдельно выделено 7 млрд до конца этого года. Эти деньги пойдут на ремонт и обслуживание оружия, обучение украинских военных, логистику и т. д., объясняет Лузин.

Через Госдепартамент США и связанные с ним ведомства Украина получит 11,6 млрд, куда включены два кредита: 7,9 млрд на поддержание экономики и 1,6 млрд военной помощи. Последнюю сумму Украина может пустить на закупку оружия у Минобороны США или у американских частных военных компаний. Возвращать эти кредиты, скорее всего, не придется — у президента США будет возможность их простить, объясняет Bloomberg.

Кроме того, 0,48 млрд США выделяют через Минздрав (на помощь беженцам) и 0,25 млрд — через Минэнерго.

Что поставят Украине

Уже точно известно, что вошло в первый после принятия закона пакет на миллиард долларов. Главное там — артиллерийские снаряды калибра 155 и 105 мм, а также ракеты ПВО RIM-7 и AIM-9M. Изначально RIM-7 — это ракета класса «корабль — воздух», а AIM-9M — класса «воздух — воздух». В Украине их адаптировали к имеющимся у ВСУ наземным средствам ПВО. 

Поддержите «Важные истории»
С вашей помощью мы сможем и дальше рассказывать правду о войне

Кроме того, в пакет вошли боевые машины пехоты Bradley, бронированные автомобили Humvee и MRAP, противотанковые комплексы Javelin, ракеты для реактивных систем залпового огня HIMARS, для переносных зенитно-ракетных комплексов Stinger, для противотанковых комплексов TOW, минометные мины. Оружие начали готовить еще до принятия закона; источник Reuters обещал, что оно будет отправлено в Украину «немедленно». Источник CNN объяснял, что большая часть оружия из этого пакета уже подготовлена к отправке и находится на складах в Германии и Польше.

О следующих поставках известно, что в них войдут высокоточные ракеты ATACMS дальностью до 305 км. В марте ВСУ уже получили и даже применили такие боеприпасы, речь об этом пойдет ниже. Ранее США поставляли Украине ATACMS дальностью не более 160 км.

Как это изменит ситуацию на фронте

«Есть очень реальный риск того, что украинцы могут потерпеть поражение на поле боя к концу 2024 года», — сказал на прошлой неделе директор ЦРУ Билл Бернс. Новые поставки оружия дадут им возможность удержать позиции, считает он. Военные эксперты в целом с ним согласны.

Одна из главных проблем ВСУ — нехватка артиллерийских снарядов. На каждый украинский выстрел российские военные отвечают десятью своими, говорил 15 апреля Владимир Зеленский. 

Дефицит снарядов у противника позволяет россиянам накапливать силы для штурмов там, где им нужно, объяснял подполковник армии США в отставке Джон Нагль: «Украинцы видят их, но не могут по ним стрелять». По словам Нагля, 155-миллиметровые боеприпасы должны прийти как раз вовремя, чтобы остановить наступление россиян. «Нам не нужно соотношение один к одному. Один к трем будет достаточно», — говорил бывший министр обороны Украины Андрей Загороднюк. Если ВСУ получат новую помощь от США и Европы, они с большой вероятностью не допустят прорыва россиян в ближайший год, заявил Reuters высокопоставленный источник в разведке одной из европейских стран.

Сложнее ситуация с современными системами ПВО. Их не хватает ни в тылу — чтобы отражать ракетные атаки на объекты энергетики, ни на фронте — чтобы отогнать российские самолеты и не позволить им сбрасывать мощные бомбы с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК, подробно об этом «Важные истории» писали здесь). 

Справедливо будет задать вопрос, придет ли это оружие вовремя, чтобы Украина смогла удержать Часов Яр
Роб Ли, военный эксперт

Зеленский говорил, что для защиты объектов инфраструктуры Украине нужно еще пять-семь комплексов Patriot, но пока нашелся только один. Его пообещала поставить Германия, после чего канцлер Олаф Шольц призвал США и европейские страны отправить Украине свои современные системы ПВО. Украина ведет переговоры о передаче четырех Patriot и еще два у нее «на примете», рассказал в среду министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

«Справедливо будет задать вопрос, придет ли это оружие вовремя, чтобы Украина смогла удержать Часов Яр», — говорит Роб Ли, военный эксперт, сотрудник Института исследований внешней политики. Находящийся к западу от Бахмута Часов Яр — одно из главных направлений российского наступления этой весной. Захватив его, россияне получат плацдарм для штурма Славянска и Краматорска, самых крупных городов в Донецкой области, не оккупированных Россией. Российской армии поставили задачу взять Часов Яр к 9 мая, говорили главком ВСУ Александр Сырский и президент Зеленский.

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам только важные истории

Из оружия, которое раньше Украине не поставлялось, пока известно только о высокоточных ракетах ATACMS дальностью до 305 км. В первый пакет помощи по новому закону они не вошли, но ВСУ тайно получили дальнобойные ATACMS еще в марте. Первым об этом сообщил Reuters, позднее информацию подтвердил официальный представитель Пентагона. По данным New York Times, в мартовском пакете было более 100 таких ракет. Советник президента по национальной безопасности Майк Салливан пообещал, что поставки дальнобойных ATACMS продолжатся.

ВСУ уже дважды применили дальнобойные ATACMS, говорят источники западных СМИ. 17 апреля они нанесли удар по военному аэродрому в крымском Джанкое, а 23-го — по расположению российских войск под Бердянском. Украинская разведка сообщала об уничтожении в Джанкое четырех пусковых установок комплекса ПВО С-400, редкой системы наблюдения «Фундамент-М» и других целей.

По Джанкою, вероятно, было запущено около десяти ракет, такой вывод можно сделать из сообщений российских телеграм-каналов. Z-канал «Рыбарь» писал, что ВСУ применили около 12 ракет ATACMS, Baza — о 7–8 баллистических ракетах. Таким образом, если сведения о 100 полученных ВСУ ракетах точны, то даже до новых поставок у украинских военных есть возможность нанести около восьми массированных ударов, с которыми, судя по всему, не могут справиться самые современные российские системы ПВО.

Дальнобойные ATACMS позволят ВСУ поражать цели в глубоком российском тылу, в том числе склады с оружием и военные аэродромы, пишет Институт изучения войны (ISW). Однако чтобы добиться оперативных успехов, украинцы должны координировать удары с наземными операциями. Аналитики отмечают, что россияне адаптировались к применению менее дальнобойных ATACMS — они могли защитить склады с оружием от ударов или рассредоточить их.

Ракеты ATACMS создавались для наступательных операций — чтобы вместе с авиацией уничтожать узлы связи, штабы и логистические центры противника за линией фронта, тем самым дезорганизуя его армию и облегчая задачи для своей армии, объясняет военный эксперт Лузин. «У ВСУ задачи отличаются — с помощью этих ракет они стараются наносить трудновосполнимый урон. Разумеется, в долгосрочной перспективе это все работает на истощение российской армии», — считает он. Судить о том, много или мало ракет получили ВСУ, можно, только зная количество целей, которые надо поразить. «Если целей 5, а ракет 100, то запас еще большой, а если ракет 100, а целей 400, то ракет недостаточно и надо очень четко выбирать, на что их потратить», — говорит Лузин.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie