Бывшим заключенным, завербованным на войну в Украине в составе подразделений «Шторм Z», начали массово отказывать в выдаче удостоверений ветеранов боевых действий (УВБД). Внимание на это обратили «Важные истории».
Соответствующие сообщения стали появляться в чатах штурмовиков. Мужчинам стали приходить отказы в предоставлении УВБД, в которых говорится, что выдача этих документов временно приостановлена.
Пока предоставление удостоверений ограничили только в регионах, относящихся к Южному военному округу — «Важным историям» известно, что такие отказы получили штурмовики из Астраханской, Краснодарской и Волгоградской областей, а также из Кабардино-Балкарии.
В распоряжении редакции есть два таких документа — из Астраханской области и Краснодарского края. В них в разных формулировках говорится, что выдачу удостоверений ветеранов для военнослужащих, выполнявших боевые задачи на войне в Украине в составе подразделений «Шторм Z», временно приостановили. В Краснодарском крае ссылаются на указания, поступившие из организационно-мобилизационного управления штаба ЮВО, в Астраханской области — на письмо заместителя Главного военного прокурора Сергея Заряева.
Корреспондент «Важных историй» позвонил в военкоматы Астраханской области и Краснодарского края под видом родственника штурмовика и спросил, идет ли выдача удостоверений ветеранов для этой категории бойцов, однако сотрудники комиссариатов не смогли ответить на этот вопрос.
При этом выдача удостоверений в регионах России, относящихся к другим военным округам, продолжается — эту информацию нам подтвердили в военкоматах Ленинградской и Оренбургской областей, а также Красноярского края.
С чем связана приостановка выдачи УВБД в ЮВО — неизвестно. Один из штурмовиков, получивший отказ, связал эти ограничения с тем, что страховая компания «Согаз», которая выплачивает компенсации военнослужащим Минобороны, отказывается покрывать выплаты для бывших заключенных.
«Я сходил вчера [в военкомат], майор целый вышел, мне объясняет: “Вот твои документы”. Он мне показывает все мои документы, все справки, которые пришли с Ростова. Говорит: “Мы четверым успели подать, потом к нам пришел протест с Москвы, с Минобороны, что пока надо приостановить выдачу удостоверений до определенного решения”. <...> Говорит, сейчас юристы Минобороны конкретно активизировались, потому что все выплаты с “Согаза” убрали, и их теперь должно выплачивать Министерство обороны. А им это невыгодно. Из-за этого их юристы сейчас долбят эти протесты и жалобы», — рассказал он.
«Согаз» предоставляет страховые выплаты участникам боевых действий — то есть за гибель на фронте, ранения и инвалидность. При этом бывшие заключенные, завербованные на войну в составе подразделений «Шторм Z», регулярно жалуются на отсутствие таких выплат. Родственники штурмовиков отмечают, что часто добиваться денег от государства приходится через суд. В самом «Согазе» происходящее объясняют тем, что Минобороны не заключало с компанией соглашение о страховании граждан, пребывающих в добровольческих формированиях — именно такой статус имеют бывшие заключенные из «Шторм Z».
В СМИ регулярно появляются новости об убийствах, изнасилованиях и других преступлениях, которые совершают вернувшиеся с войны бывшие заключенные. По подсчетам «Вёрстки», только за 2023 год против бойцов ЧВК «Вагнер», завербованных на войну из колоний и впоследствии вернувшихся домой, возбудили как минимум 200 уголовных дел.
При этом власти уверяют, что опасаться бывших заключенных, прошедших войну в Украине, не стоит — об этом, например, заявил председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов во время заседания нижней палаты парламента, на котором рассматривали в первом чтении законопроект, закрепляющий в российском законодательстве механизм освобождения от уголовной ответственности лиц, уехавших воевать в Украину. До этого вопрос регламентировался законом «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в СВО», который приняли летом 2023 года. Он носил временный характер.
Картаполов подчеркнул, что заключенные, уехавшие на войну в Украину из колоний, служат в штурмовых подразделениях, и процент тех, кто после этого возвращается домой, «весьма и весьма небольшой».
«В конце концов, отбыв положенное наказание, преступник все равно возвращается в общество. А если он выполнит задачу в рядах вооруженных сил, то он вернется уже другим человеком. Потому что одно дело — он просто десять лет будет сидеть, баланду хлебать, а другое — когда он будет каждый божий день в атаку ходить. И неизвестно, сколько этих дней у него останется», — сказал он.
В конце Госдума одобрила законопроект в первом чтении.