Следственный комитет возбудил за 2023 год 159,4 тыс. уголовных дел, что стало рекордом как минимум с 2011 года. Данные были опубликованы в государственной статистической системе ЕМИСС, внимание на них обратило издание «Вёрстка».
Предыдущий пик уголовных дел пришелся на 2015 год, отмечает «Вёрстка». Тогда сотрудники СК возбудили 147,7 тыс. дел, что на 7,3% меньше, чем в 2023 году.
В 2011 году Следственный комитет отделился от прокуратуры и тогда же возбудил 109 тыс. уголовных дел. Это самый низкий показатель с тех пор.
Как отмечает «Вёрстка», рост числа уголовных дел может быть связан с тем, что СК в этом году начал полноценно включать в статистику данные с оккупированных территорий Украины, а также дела об украинских атаках по подконтрольным России регионам. Об этом изданию сказал приглашенный исследователь Йельского университета Кирилл Титаев.
Этим же эксперт объясняет рост отмен постановлений о возбуждении уголовных дел — он в этом году тоже рекордный. Сотрудники СК написали 1,3 тыс. таких документов, что в три раза больше, чем в прошлом году.
«Насколько мы сейчас можем судить по фамилиям, следственные органы на оккупированных территориях они оставили старые. И понятно, что эти люди из так называемых ЛНР/ДНР, будь они, условно говоря, бывший следователь из Украины, который согласился работать на российские власти, — они все равно не будут в деталях знать российское процессуальное законодательство и, соответственно, будут совершать тот класс ошибок, за которые всячески карает прокуратура», — объясняет Титаев.
Ранее издание «Проект» выяснило, что в период с 2018 по 2023 год преследованию по политическим уголовным и административным статьям подверглись около 116 тыс. человек. По данным журналистов, за это время в российские суды поступило как минимум 4667 дел по «экстремистским» статьям, а также по статьям об оправдании терроризма (ст. 205.2 УК), «дискредитации» армии (ст. 280.3 УК), о призывах к санкциям (ст. 284.2) и «фейках» об армии (ст. 207.3 УК). Их фигурантами стали 5613 человек.
«Проект» отмечает, что это больше, чем было осуждено по статье об «антисоветской агитации и пропаганды» в периоды правления Никиты Хрущева и Леонида Брежнева.