Суммарная стоимость активов компаний, которые забрало или попыталось забрать государство с 2022 года, составляет более 1 трлн рублей — около 0,6% ВВП страны, подсчитали «Новая газета Европа» и «Трансперенси Интернешнл — Россия».
Темпы национализации значительно возросли: за два года в суды поступило 40 исковых требований Генпрокуратуры. В 2020 и 2021 годах Генпрокуратура подавала всего по три иска в год, а в 2010-х — максимум по одному. Наиболее часто в исках фигурировали предприятия ВПК и машиностроения, компании по пищевой и рыбной промышленности, порты и недвижимость. Только в двух случаях суд их не удовлетворил — ведомство отказалось от иска или заключило мировое соглашение.
Три основных причины, по которым прокуроры требуют изъять частную собственность: незаконное владение, нарушение антикоррупционного законодательства и «нарушение прав РФ». Чаще всего объектом внимания ведомства становятся бизнесмены, живущие за рубежом.
«За оборонный сектор государство взялось, потому что ему важно контролировать предприятия, работающие на войну», — объясняет гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов. По словам Шуманова, «недвижимость и земля, особенно в Москве, Подмосковье, Петербурге и южных регионах, интересны в силу ее высокой стоимости, а в рыбном секторе таким образом можно забрать квоты на вылов, а также флот».