Что случилось
Российская армия начала перебрасывать находящиеся в резерве штурмовые подразделения в район села Синьковки Харьковской области, заявил в понедельник командующий Сухопутными силами ВСУ Александр Сырский. Ее цель — «создать условия для блокирования Купянска», райцентра, расположенного примерно в 7 км к юго-западу от Синьковки.
По словам Сырского, переброска резервов связана с тем, что российские «штурмовые роты», атакующие Синьковку, несут большие потери.
Российской армии могут поставить задачу взять Купянск (а также Авдеевку Донецкой области) к назначенным на 17 марта выборам президента, писал в сводке за 8 декабря американский Институт изучения войны (ISW). В последние дни аналитики ISW сообщают о наступательных действиях россиян на купянском направлении, однако подтвержденных данных об их продвижении нет.
Также российские военные пытаются наступать на Купянск с юго-востока — в районе Ивановки, расположенной примерно в 18 км от города. Там ВСУ удалось стабилизировать фронт, написал накануне телеграм-канал WarGonzo российского «военкора» Семена Пегова. Прорвать украинскую оборону в Синьковке россияне не могут «в том числе из-за плотного минирования местности», отмечает WarGonzo.
Начнут ли россияне мощный штурм Купянска?
Сейчас россияне сосредоточили на всем фронте от границы с Украиной до Кременной в Луганской области достаточно свежие силы, давно не предпринимавшие крупных атак, говорит военный эксперт Ян Матвеев. Непосредственно напротив Купянска находятся части 1-й танковой армии, которые в последнее время пополняются и техникой, и новобранцами.
«Однако и ВСУ держат на этом рубеже серьезные силы. Например, там несколько раз были замечены шведские танки Strv 122 (лицензированный немецкий танк Leopard 2. — Прим. ред.)», — добавляет Матвеев.
По словам аналитика, сейчас на этом участке у россиян все еще недостаточно сил для масштабного наступления на Купянск. «На мой взгляд, если они и попытаются, то результат будет примерно как под Авдеевкой. Хотя линия обороны на луганском фронте менее плотная», — говорит Матвеев.
Штурм Авдеевки, мощного укрепрайона к западу от Донецка, российская армия начала 10 октября. В пятницу в ВСУ заявили, что в операции участвуют более 40 тысяч российских военных, а потери россиян в среднем составляют 300–400 человек в день. Журналисты, ведущие подсчет погибших российских военных на основе открытых данных, отмечали рост числа некрологов после начала штурма Авдеевки.
Также россияне несут большие потери в технике. Только с 10 по 20 октября OSINT-аналитики зафиксировали не менее 109 единиц уничтоженной техники, в основном это БМП, танки T-64, T-72 и T-80 и БТР.
Даже если россияне возьмут Авдеевку, стратегического значения этот успех иметь не будет, объясняли «Важным историям» военные эксперты.
Что происходит на северном фронте после прошлогоднего наступления ВСУ
После того как осенью 2022 года украинская армия освободила значительные территории в Харьковской области и на севере Донецкой области, больших изменений на этом участке фронта не произошло. ВСУ какое-то время пытались перерезать линию снабжения между Сватово и Кременной, однако сделать этого им не удалось.
Летом российская армия начала проводить больше локальных наступательных операций без значительных продвижений. Самым крупным успехом стало взятие трех сел к юго-западу от Сватово.
Часть территории под контролем ВСУ — это вытянутый с севера на юг плацдарм шириной около 20 км к западу от реки Оскол. В сентябре российские «военкоры» и Z-каналы сообщали об уничтожении трех автомобильных мостов через Оскол, в том числе и в Купянске (река делит город на две части). Это, вероятно, затруднило снабжение украинских частей на восточном берегу Оскола.
Если российской армии удастся выйти к Осколу в районе Купянска, это может высвободить часть сил для наступления на Изюм Харьковской области и Лиман Донецкой области, говорит Матвеев. «Но это все очень дальняя перспектива, которую сложно обсуждать, пока обе армии демонстрируют неспособность к прорывам и глубоким движениям», — добавляет эксперт.
По сравнению с участками фронта в Херсонской, Запорожской и Донецкой областях, в Харьковской и Луганской областях значительно больше лесов. Это плюс для наступающей пехоты — леса дают ей возможность скрытно сближаться с противником и частично защищают от дронов. «А вот технике, наоборот, сложнее — дорог и проездов меньше. Но так как технику нигде не пропускают сейчас — она мгновенно оказывается под ударом, — то наступать [россияне], если и будут, то в основном пехотой», — объясняет Матвеев.