ВСУ затянули с началом контрнаступления из-за неисправной западной техники. В США заявили, что украинцы просто неправильно ее обслуживают

Главное из текста Washington Post о разногласиях ВСУ и западных военных в ходе наступления

Дата
4 дек. 2023
ВСУ затянули с началом контрнаступления из-за неисправной западной техники. В США заявили, что украинцы просто неправильно ее обслуживают
Американская БМП Bradley в Запорожской области, июнь 2023 года. Фото: REUTERS / Rfe / Rl / Serhii Nuzhnenko

Одной из причин неудачи летнего наступления украинской армии стало его позднее начало, считают американские военные. По их мнению, операцию надо было начинать в апреле, однако командование ВСУ несколько раз откладывало ее. Об этом говорится в расследовании Washington Post, посвященном подготовке к наступлению. Журналисты поговорили более чем с 30 высокопоставленными чиновниками и военными из Украины, США и Европы, в том числе с теми, кто участвовал в планировании операции.

До начала контрнаступления украинские, американские и британские военные провели восемь теоретических учений на американской военной базе в немецком Висбадене. Участники моделировали сражения и «воевали» как на стороне ВСУ, так и России. Военных, руководивших украинскими операциями, ставили в условия нехватки личного состава и боеприпасов.

Среди тех, кто посещал учения, были глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли и глава Сухопутных войск ВСУ Александр Сырский. Во время упражнений у украинских военных и союзников обнаружились разногласия по поводу стратегии контрнаступления, в том числе насчет времени и места. 

Время наступления

Американцы считали, что ВСУ должны были начать наступление в середине апреля, но украинское командование постоянно его откладывало. «Нам называли много дат. Такого-то апреля, такого-то мая, июнь. [Наступление] всё откладывалось и откладывалось», — говорит высокопоставленный американский чиновник.

По данным американской разведки, зимой российские оборонительные линии были еще недостаточно укреплены и у ВСУ была возможность прорвать оборону противника. Однако со временем шансы на успех становились меньше. Именно в апреле и мае россияне значительно укрепили свои позиции, а также установили новые минные поля, впоследствии значительно затруднившие продвижение украинских войск.

При этом часть американских собеседников Washington Post отмечают, что достоверно говорить о связи между поздним началом наступления и его скромными результатами нельзя.

Украинцы объясняли свое решение не спешить с началом наступления нехваткой оружия и техники. В апреле на встрече с союзниками на американской базе в Рамштайне генерал Михаил Забродский рассказал им, что часть полученной западной техники неисправна и ее нельзя использовать на поле боя. Так, по его словам, на американских БМП Bradley и немецких танках Leopard были сломаны гусеницы (или их не было вообще). На некоторых немецких БМП Marder не были установлены радиостанции, Забродский назвал их бесполезными железными коробками на гусеницах. Также генерал пожаловался на нехватку техники для разминирования и эвакуации раненых. Союзники пообещали проверить эту информацию.

В результате западные военные пришли к выводу, что украинцы неправильно используют и обслуживают западную технику. Американский генерал Антонио Агуто получил указание уделять больше внимания обучению украинских специалистов, отвечающих за обслуживание техники. «Если вы поставляете 1300 отлично работающих боевых машин, то между моментом разгрузки и первым боем некоторые из них сломаются», — говорит источник Washington Post.

Также украинские военные говорят, что на сроки наступления повлияла дождливая весна, из-за которой распутица сохранялась дольше обычного.

Место наступления

Американские военные с самого начала настаивали, что ВСУ должны нанести мощный удар в одном месте — по направлению к Мелитополю. Моделирование показало, что при благоприятных условиях украинцы могли выйти к побережью Азовского моря через 60–90 дней после начала операции. В целом были получены разные варианты развития наступления — от капитуляции российской армии до поражения ВСУ, после которого россияне могли начать свое наступление. 

Американская разведка оценивала шансы на успех операции как «50 на 50».

Украинские военные опасались, что при одном мощном ударе ВСУ понесут катастрофические потери. Американцы оценивали уровень потерь личного состава и техники в 30–40%. При этом они отмечали, что если война примет затяжной характер, то потери украинской армии в абсолютных цифрах будут больше.

Украинское командование считало правильной стратегию трех ударов на разных направлениях — в сторону Мелитополя и Бердянска на южном фронте, а также в районе Бахмута. Союзники предоставили право принять окончательное решение украинцам, они выбрали свою стратегию. Если бы ВСУ сосредоточили большую часть сил на одном направлении, то россиянам удалось бы провести свои наступательные операции и захватить территории в других местах, в частности на востоке Донецкой области, считают в политическом и военном руководстве Украины.

Наступление ВСУ на южном фронте началось в начале июня. Наибольших успехов украинцам удалось добиться в Запорожской области — они прорвали первую линию российских укреплений в районе села Работино, однако продвинуться дальше не смогли.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie