Полицейские пришли с визитами к нескольким родственницам мобилизованных из Кемеровской области и Красноярского края из-за их участия в чатах, где обсуждается кампания за возвращение военных домой. Об этом родственницы военнослужащих сами рассказали «Важным историям».
По словам собеседницы в Кемеровской области, силовики начали приходить к родственницам мобилизованных 15 ноября. Известно как минимум о шести случаях в разных населенных пунктах области. Женщинам вынесли предупреждение о штрафах за участие в несанкционированных акциях. Некоторых заставили показать телефоны и подписки в «Телеграме». После этого чат родственниц мобилизованных из Кемерова был удален.
При этом женщины публично не заявляли о намерении участвовать в митинге. «Не знаю, как нас нашли. Номера скрыты. Мы должны были в Кемерово собираться, но набралось всего 60 человек, и заявку не стали подавать. Сказали добавиться в чат Новосибирска. Не понимаю, зачем идти к нам, если в итоге пришел отказ, и мы больше никуда не собирались. Решили, видимо, на корню пресечь, вдруг мы пойдем на несанкционированный митинг, раз в санкционированном отказали», — предположила собеседница «Важных историй».
13 ноября в телеграм-канале «Митинг в поддержку мобилизованных. Новосибирск» появилась информация о том, что группа родственников мобилизованных планирует провести митинг с требованием вернуть родных домой 19 ноября возле театра «Глобус» — специально отведенном месте для проведения публичных мероприятий. 14 ноября в канале появился ответ с отказом в согласовании, подписанный вице-мэром Новосибирска Геннадием Захаровым. В документе говорится, что цели митинга «нарушают принципы законности». В качестве аргумента авторы отказа ссылаются на ст. 59 Конституции РФ, по которой «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина».
В итоге организаторы решили провести вместо митинга некое собрание с представителями властей в закрытом помещении.
О доносе на телеграм-канал в поддержку мобилизованных Новосибирска писал автор канала «Zлые Орки», предположительно принадлежащий участнику войны в Украине, инструктору по рукопашному и ножевому бою Данилу Шаргану. «Товарищи, мы это сделали! Благодарю всем, кто принял участие в борьбе со внутренними врагами России. В проведении митинга порочащего ВС России отказано!», «А вот пример того, как один звонок товарища из ФСБ куда надо, делает прекрасный и очень нужный Родине результат», — написал он (орфография и пунктуация сохранены. — Прим. ред.).
Также «Важным историям» стало известно о прессинге родственниц мобилизованных в Красноярском крае. «Приходят к тем, кто был за митинги, звонят с предупреждением об ответственности за экстремизм. Мы уже про митинг не имеем права заикаться, запишут сразу во враги народа», — рассказала одна из родственниц.
Она сама получила звонок от силовиков: «Вы состоите в группе “Путь домой Красноярский край”? “Уже не состою”, — говорю. Я сначала не поверила, что это вообще полиция, спрашиваю: "Вы с Украины звоните или с Европы?" Я писала всего пару комментариев: что я за любой законный способ, чтобы вернули наших парней, что почему должен 1% отдуваться за всех».
15 ноября жены мобилизованных также подали заявку на проведение митинга на Театральной площади в Москве 25 ноября. В Петербурге жен мобилизованных позвали на закрытую встречу в местный правительственный комитет безопасности и отказали в проведении митинга, сообщили родственницы военных в одном из закрытых чатов.
Аналогичные заявки подавались в Красноярске и Новосибирске. Заявительницам в Красноярске отказали. После этого помощница депутата местного заксобрания Елены Пензиной, Валентина Воронцова, получила права администратора чата жен мобилизованных и удалила его.
Сама Пензина написала, что чаты родственниц — «проект экстремистской и запрещенной в нашей стране ФБК, [который] продолжает искать поводы для внесения смуты и стравливания между собой людей». К своей записи Пензина прикрепила обращение к родственницам мобилизованных от Олега Лютых — историка из Красноярского педуниверситета и участника вторжения в Украину. Он назвал жен мобилизованных «в кавычках “дорогими гражданами” преимущественно женского пола» и предложил им «закрыть свои очаровательные ротики».