Жители отдаленных поселков Ненецкого автономного округа рассказали об отсутствии угля, дров и дизельного топлива к зимнему сезону — информация об этом появилась в соцсетях.

Администрация региона должна была доставить энергоресурсы еще летом в рамках ежегодного северного завоза. Сейчас делом о срыве поставок занимается местная прокуратура.
По данным «Важных историй», одна из самых трудных ситуаций сложилась в поселке Выучейском, где проживают чуть больше 100 человек. По словам местных жителей, к 1 ноября из 33 домовладений без угля остались 11.
«Сейчас топлива в поселке осталось на 10 дней, — рассказала "Важным историям" жительница Выучейского Оксана (имя изменено из соображений безопасности). — У нас тут у одной женщины был личный запас угля, она поделилась, и это развезли по домам тех, у кого ситуация совсем критическая. Вчера повезли солярку из соседней Индиги, которая находится от нас в 18 км, но машина по дороге сломалась. Пришлось нашим мужикам ехать туда на квадроциклах, вывозить эти бочки, чтобы доставить их сюда до котельной».
Как бы нам еще не пришлось переплачивать за подвоз
В предыдущие годы срыва поставок не было, говорят местные жители. «Всю жизнь топливо привозили в середине июля — начале августа, когда вода поднимается, — объясняет Оксана. — Весной река мелеет и по ней особо не пройти. А ближе к зиме, когда реки встают, нет ни дороги, ни сообщения, ничего».
После того как ситуация с топливом получила огласку, в местных пабликах распространились фотографии из поселка Шуи, куда вертолетом доставили несколько бочек с дизельным топливом. По словам жителей Выучейского, в администрации им пообещали, что в ближайшие дни в поселок также по воздуху привезут уголь.
Пользователи соцсетей отмечают: вертолет может поднять 2–3 тонны груза, а его эксплуатация стоит в регионе около 600–700 тыс. рублей в час. При этом жители одного только поселка Выучейский за зимний сезон потребляют около 200 тонн угля, 20 тонн топлива и 12 кубометров дров.
«За сутки мы обычно сжигаем три-четыре 12-литровых ведра, — говорит Оксана. — Сейчас люди говорят, что раз такая катавасия случилась, как бы нам еще не пришлось переплачивать за подвоз».
В 2023 году контракт на обеспечение населенных пунктов топливом должна была выполнить АО «Ненецкая нефтяная компания» (ННК), управляемая губернатором и администрацией НАО (в предыдущие годы эту работу выполняла компания «Лукойл», однако руководство региона отказалось от ее услуг). Изначальная сумма контракта с подрядчиком «Севержилкомсервис» составляла 1 млрд 600 млн рублей. Позже, судя по документам, она увеличилась еще на 105 млн.
Летом госСМИ региона публиковали материалы о том, что северный завоз идет по плану или даже с опережением. Однако уже в сентябре срывами поставок топлива заинтересовалась местная прокуратура. По данным «Важных историй», в самой ННК главной причиной задержек назвали плохие погодные условия.

Наши собеседники в органах законодательной власти округа называют другую причину срыва контракта: некомпетентность нового руководства ННК. В мае 2023-го компанию возглавил экс-сотрудник предприятий военно-промышленного комплекса Вячеслав Баурчулу, которого источники «Важных историй» называют человеком, «не знакомым с реалиями Севера».
«До своего прихода он вообще не представлял логистику региона. Северный завоз — это сложный процесс, тут очень важно понимать природно-климатические и другие факторы. Баурчулу вообще думал, что у нас тут железная дорога, и все по ней доставляется. А все местные в курсе, что "Ненецкая нефтяная компания" — это просто кормушка для местной администрации. Что вся верхушка нарьян-марская оттуда кормится. Вот так люди и говорят», — рассказывает наш собеседник.
По сообщениям местных СМИ, сейчас администрация округа, несмотря на погоду, пытается организовать доставку топлива по воде. Так, к поселку Ома отправили речной буксир «Соломбалец-3», но судно застряло во льдах. «Оно не смогло пробить шугу, плюс у них там сломался редуктор, — объясняет собеседник "Важных историй". — Сейчас где-то во льдах колыхается».
По словам местных жителей, сейчас им остается ждать декабря, когда откроется «зимник», и появится возможность проехать на тяжелой технике по льду. Как будет решаться вопрос с топливом до этого момента — пока неизвестно.