Российские правозащитники фиксируют значительный рост обращений от дезертиров и военных-отказчиков в армии РФ

Это может быть связано с отсутствием ротации у мобилизованных и изменениями в законодательстве о контрактной службе

Дата
16 окт. 2023
Российские правозащитники фиксируют значительный рост обращений от дезертиров и военных-отказчиков в армии РФ
Житель Петербурга на фоне рекламы службы по контракту. Фото: Olga MALTSEVA / AFP

Организации, которые занимаются помощью россиянам, отказывающимся участвовать в войне против Украины, зафиксировали значительный рост обращений от российских военных летом и осенью 2023 года. Об этом «Важным историям» рассказали представители трех правозащитных организаций.

Проект «Идите лесом», который помогает россиянам избежать мобилизации или дезертировать из действующей армии, зафиксировал в сентябре рекордный рост показателей за все время работы, рассказал «Важным историям» руководитель проекта Григорий Свердлин.

«Больше 11% обращений были связаны с дезертирством. В сентябре было 185 таких человек. Для сравнения, в апреле (пиковый месяц обращений) дезертиров было 3%, 27 человек. Мы не знаем доподлинно, с чем связан такой рост. Очевидно, на это влияет то, что с момента объявления мобилизации прошел год, в войсках нет никакой ротации, и многие, ни на что не надеясь, выбирают дезертировать», — говорит правозащитник.

Все 185 обратившихся в сентябре — уже дезертировавшие военные, уточняет Свердлин: «Мы никому не предлагаем самовольно покинуть войска и рискнуть 15-летним сроком заключения, здесь речь идет о людях, которые уже сами дезертировали и ищут того, кто помог бы им уехать из страны, либо о тех, у кого стоит выбор между дезертирством, самострелом и сдачей в плен. Это не те, кто просто с нами поговорил об идее дезертировать, а люди, которые уже пошли на это».

Помимо мобилизованных, в «Идите лесом» стали чаще обращаться переведенные на контракт срочники и те, кто заключил контракт в рамках вербовки в последнее время.

Заключил контракт ради денег, пытаясь выбраться из бедности, и только спустя несколько месяцев сообразил, что контракт будет бессрочным

Рост таких дел наблюдают и в коалиции «Призыв к совести». «В моей практике больше всего обращений от людей, которых завербовали на трехмесячные и шестимесячные контракты до мобилизации. После объявления мобилизации их контракты стали фактически бессрочными, поэтому они не могут законно уйти», — рассказал нам юрист коалиции, попросивший не называть его имени.

В апреле 2023 года Госдума РФ окончательно приняла поправки к закону «О воинской обязанности», по которым солдаты срочной службы могут заключать контракт с Минобороны РФ с первых дней службы, тогда же закон подписал Путин.

«В армии этим пользуются, и срочников принуждают к контрактной службе, — говорит Свердлин. — А есть [среди обратившихся] те, кто заключил контракт ради денег, пытаясь выбраться из бедности, и только спустя несколько месяцев сообразил, что контракт будет бессрочным».

Кроме того, среди клиентов «Идите лесом» есть стабильное количество кадровых офицеров. По данным инициативы, число обращений от тех, у кого пока только зародилась идея покинуть ряды ВС РФ, в последнее время остается примерно на одном уровне. Пиковыми по нагрузке месяцами для правозащитников стали апрель (4288 обращений) и август (3532 обращения). В «спокойные» месяцы правозащитники фиксируют от 1500 до 2500 обращений.

Летом и осенью 2023 года увеличение числа обращений от людей, которые ушли или хотят уйти из армии, заметили и в коалиции «Призыв к совести», рассказал «Важным историям» один из юристов объединения. Коалиция не собирала детальную статистику обращений.

«В результате агрессивной вербовки на контракт людей заталкивают в войска как можно быстрее, командирам нет разницы, служил они до этого или нет. Спустя неделю их приводят к присяге и бросают на фронт. Многие, получив ранение и довольно быстро оказавшись в госпитале, начинают задумываться о том, стоит ли возвращаться на фронт, и обращаются к нам», — объясняет мотивы отказчиков юрист.

Министерству обороны похрен, они никого не увольняют. В итоге пожилые люди уходят в самоволку

Новая категория отказчиков — люди старше 50 лет. Их не отпускают с фронта из-за повышения предельного возраста службы по контракту до 65 лет, такой закон Владимир Путин подписал в июне.

«В законе сказано, что предельный возраст повышается до 65 лет для тех, кто подписал контракт после принятия закона. Но Министерству обороны похрен, они никого не увольняют. В итоге пожилые люди, которых не увольняют по достижению предельного возраста, уходят в самоволку, у нас уже есть такие уголовные дела», — рассказывают в «Призыве к совести».

Также за правовой помощью в коалицию продолжают обращаться военные, оказавшиеся в отпуске по ранению и не желающие возвращаться на фронт, и непосредственно находящиеся в зоне боевых действий бойцы. «По моим прогнозам, рост тех, кто желает покинуть войска, еще будет, и будет жестким», — говорит собеседник «Важных историй».

Инициатива «Ковчег», которая помогает антивоенным инициативам россиян в эмиграции, тоже стала чаще сталкиваться с дезертирами за рубежом.

«В течение сентября в "Ковчег" стало поступать большое количество обращений за помощью от людей, которые дезертировали из российской армии. На мой взгляд, это связано с первыми отпусками у мобилизованных, из которых в расположение части они не вернулись и приняли решение бежать. Параллельно мы наблюдали заявления Минобороны о том, что мобилизованным больше не будут давать отпуска, полагаю, эти процессы взаимосвязаны», — говорит основательница инициативы, юрист Анастасия Буракова.

По словам Григория Свердлина, около 70% дезертиров, обратившихся к правозащитникам, в итоге уезжают из России в безвизовые страны — Казахстан, Армению, Грузию и Турцию. В Европе самого факта дезертирства недостаточно для получения защиты и легализации, поэтому отказчики вынуждены выбирать в том числе государства СНГ, которые могут высылать граждан РФ.

  • В июле издание «Медиазона» подсчитало, что только за первую половину 2023 года в военные суды России поступило свыше 2000 уголовных дел о самовольном оставлении части — в два раза больше, чем за весь 2022 год. В среднем в неделю военные суды выносят по 100 приговоров, а большинство осужденных — мобилизованные россияне.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie