Депутат Картаполов уверяет, что осенний призыв в армию пройдет «по прежним правилам» без электронных повесток. Объясняем, почему не стоит вестись на эту уловку
С 1 октября репрессии против отказников усилятся вне зависимости от запуска реестра повесток
В пятницу, 22 сентября, глава комитета Госдумы по обороне генерал Андрей Картаполов заявил, что осенний призыв на срочную службу в армию в этом году пройдет по старым правилам с бумажными повестками.
«Правила осеннего призыва в 2023 году сохранятся прежними — основным документом для явки в военкомат будет традиционная повестка в письменной форме. Электронные повестки до полноценного запуска реестра воинского учета могут приходить только в тестовом режиме и дублировать повестки в письменной форме», — сказал он.
Картаполов добавил, что правила призыва по цифровым повесткам с последующими ограничениями в случае неявки «начнут работать с момента создания этого реестра, которым занимается Минцифры». Ранее в Минцифры заявили, что реестр воинского учета начнет работать в России не ранее 2025 года. Когда идея единого реестра только возникла, Минцифры обещало разработать его к концу 2023 года и ввести в эксплуатацию в 2024-м.
Издание «Верстка» писало, что цифровизация военкоматов тормозится из-за того, что сотрудники продолжают работать в условиях бюрократии и не справляются с бумажным документооборотом.
Депутат Картаполов также напомнил, что в этом году за неявку в военкомат по бумажной повестке предусмотрены увеличенные штрафы до 30 тысяч рублей.
Руководитель проекта «Идите лесом» Григорий Свердлин, который помогает россиянам избежать мобилизации на войну, напоминает, что с 1 октября, с началом призыва, россиян смогут не только штрафовать, но и ограничивать в правах за неявку по повестке. Закон об этом был подписан еще в августе.
«Да, с одной стороны, единый реестр электронных повесток, видимо, не заработает в октябре, но это совершенно не отменяет те самые поражения в правах для не явившихся в течение 10 дней по повестке. Нет сомнений, что избирательно могут закрывать выезд из страны, запрещать брать кредит, управлять автотранспортом, покупать и продавать недвижимость. Это все то, что было принято в апреле Госдумой, и, несмотря на отсутствие реестра, будет применяться ко всем уклонистам. У нас в этом сомнений нет», — говорит Свердлин.
Несмотря на то что реестра электронных повесток еще нет, закон об использовании этого вида уведомлений уже вступил в силу, подчеркивает адвокат правозащитной группы «Первый отдел» Евгений Смирнов. «Население до сих пор не знает, когда и как заработает электронный реестр повесток, вся эта информация скрывается от нас. Очень сложно предугадать, когда начнут приходить электронные "письма счастья". Картаполов многократно дискредитировал себя, поэтому воспринимать его слова всерьез не стоит, лучше руководствоваться теми законами, которые действуют сейчас», — говорит он.
Юрист коалиции «Призыв к совести», который предпочел говорить анонимно, замечает, что в законе «О воинской обязанности» и подзаконных актах и так прописано, что электронные повестки не могут подменять собой традиционные бумажные. «Там говорится, что электронная дублирует бумажную повестку, а для бумажной есть строго оговоренные законом способы вручения: лично в руки или направить заказным именно письмом по адресу места жительства, места пребывания или по месту работы или учебы», — говорит эксперт.
Ключевое здесь — повестки заказным письмом. Осенний призыв в этом году отличается от прошлых хотя бы тем, что ранее повестки заказными письмами не отправляли. Но даже в случае получения такого уведомления наложенные ограничения на выезд из страны и управление имуществом можно обжаловать в судебном порядке, напоминает юрист.
«Опасаться стоит только в случае, если будет новая волна в рамках идущей сейчас “частичной” мобилизации, всеобщей мобилизации, нового указа или нового задания на призыв. Тогда повестки как обычные, так и электронные, могут всех коснуться. Но достоверных сведений или подкрепленных фактами оценок того, будет ли новая волна мобилизации, сейчас нет. В любом случае всем, кто живет в России и может столкнуться с мобилизацией, нужно к ней готовиться. Любой военнообязанный в России должен иметь план действий, если не хочет попасть на войну», — заключает правозащитник.