
В воскресенье Украина добилась значительного прогресса в вопросе поставок ей истребителей F-16. Владимир Зеленский заявил, что Нидерланды передадут ВСУ 42 самолета, еще 19 пообещала Дания. «Важные истории» поговорили с военными экспертами о том, какие козыри эти самолеты могут дать украинской армии.
Когда и сколько самолетов получит Украина
Новости о поставках F-16 появились еще в середине прошлой недели. 17 августа Reuters со ссылкой на источники сообщил, что США согласились на передачу истребителей Украине Нидерландами и Данией — после окончания подготовки летчиков. На следующий день европейские союзники подтвердили разрешение, а министр обороны Дании уточнил, что в обучении пилотов примут участие 11 стран.
В воскресенье Зеленский провел переговоры с премьер-министрами Нидерландов и Дании, по итогам встреч появилась конкретика о передаче ВСУ F-16.
«Мы с [премьером Нидерландов] Марком Рютте договорились о количестве F-16, которые будут предоставлены Украине после тренировки наших пилотов и инженеров. 42 самолета. И это только начало», — написал Зеленский. Сам Рютте сказал, что точное число истребителей, которое передадут Нидерланды, пока неизвестно. 42 — это общее количество F-16 в армии этой страны. Датский премьер Метте Фредериксен заявила, что из 6 из 19 самолетов ВСУ получат примерно на Новый год, 8 — в 2024 году, еще 5 — в 2025-м.
Важным вопросом остается сроки подготовки летчиков и их количество. 11 августа американская Washington Post написала, что обучение на F-16 начнется только в январе 2024 года, так как до этого пилоты должны пройти четырехмесячные курсы английского в Великобритании. Они хорошо знают язык, но без изучения специальной терминологии не обойтись. Сами тренировки рассчитаны на полгода, поэтому получить готовых летчиков (а, значит, и самолеты) Украина сможет не раньше лета следующего года. По данным издания, в первую группу войдут шесть пилотов, еще два будут резервными. Вторая группа, которая завершит подготовку к концу 2024 года, будет состоять примерно из такого же количества летчиков. К прохождению курсов английского готовы еще 20 пилотов.
Украинские военные дают более оптимистичную картину — и по срокам, и по количеству летчиков. Еще в субботу министр обороны Алексей Резников заявил, что пилоты, а также инженеры и техники уже начали подготовку на F-16. «Минимальный срок на подготовку пилотов — шесть месяцев», — сказал министр.
Представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в понедельник уточнил, что обучение в Дании сейчас проходят 70 человек (не только пилоты), позднее туда отправятся вторая и третья группы. Кроме того, другая группа летчиков, «фактически вчерашние выпускники», поедут в Великобританию, где будут учиться по более длинной программе. «Они будут проходить базовую подготовку — английский язык, легкомоторную западную технику с переходом потом на истребители», — сказал Игнат. Подготовка займет до двух лет.
«Ключевой момент — какие вооружения дадут с F-16»
Главный вопрос в поставках F-16 — не количество самолетов, а число украинских пилотов, которых удастся подготовить как в ближайшие полгода, так и в более долгосрочной перспективе, считает израильский военный эксперт Давид Шарп.
— Мне видится, что ограничения в первую очередь касаются украинской стороны: сколько летчиков Украина может позволить себе забрать с фронта без того, чтобы это существенно повлияло на оперативные возможности, — говорит Шарп. — По всем прикидкам, речь идет о 15–20 пилотах. При этом пилотов должно быть больше, чем самолетов, чтобы они использовались максимально эффективно. В противном случае самолет будет стоять. Поэтому, когда мы говорим о нескольких десятках самолетов, надо понимать, что это, скорее, более длительная перспектива, когда одна партия [летчиков] обучение закончила и за ней последовала следующая. Если украинцы вдруг найдут, скажем, добровольцев (о чем мне неизвестно) из числа иностранных пилотов, они смогут получить дополнительные преимущества. Скажем, если за полгода переучить 20 пилотов и найти еще 10 добровольцев, то можно будет использовать больше самолетов. К весне, если всё пойдет по плану, украинцы смогут использовать первую партию самолетов на поле боя. Видимо, она будет небольшой — от считаных самолетов до двух десятков. С одной стороны, перед пилотами стоит очень важная миссия, а с другой, они должны избегать ненужных рисков. Новые самолеты [союзники] смогут поставить, а пилоты — даже не на вес золота, а на вес алмазов.
Даже относительно небольшое количество самолетов может стать серьезным козырем на поле боя, но считать, что они изменят ход войны, было бы неверно, говорит Шарп.
— Безусловно, они начнут оказывать определенное влияние на ход войны. И чем больше их будет становиться, чем больше опыта будут накапливать украинцы, тем сильнее будет это влияние. И, конечно, ключевой момент — это то, какие вооружения с ними дадут. Если речь идет о целях «воздух — земля», то это, например, высокоточные бомбы SDB дальностью до 110 км. Если говорить о целях «воздух — воздух», это ракеты AMRAAM последней модификации, дальностью до 180 км, это мощнейшее и суперопасное оружие для российских самолетов. Даже предыдущая модификация (120 км дальности) — это тоже очень неплохо. Также важно, какие будут поставлены системы радиоэлектронной борьбы, это очень важно для безопасности F-16. Наконец, если их оснастят средствами борьбы с кораблями, то Черноморскому флоту придется очень серьезно опасаться.

Военный эксперт Кирилл Михайлов добавляет, что появление F-16 позволит ВСУ лучше использовать западные средства поражения воздушного базирования — противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, авиабомбы JDAM и крылатые ракеты Storm Shadow. Сейчас их запускают с украинских самолетов.
— Прикручивание этих боеприпасов к технике, которая для этого не предназначалась, — это половинчатое решение. Если те же JDAM и HARM будут запускаться с предназначенной для них техники, эффект, конечно, будет больше. К тому же авиация использует эти средства поражения там, где они нужны. Если у вас где-то стоит артиллерийское орудие, то оно бьет только туда, куда достреливает. А F-16 может оказать огневую поддержку в нужном месте, прилетев туда за короткое время. И очень важный момент: бомб для F-16 реально много.
«Расстреливать российские самолеты в одни ворота F-16 не могут»
Сосредоточение группы истребителей на отдельном участке фронта может создать ВСУ определенные преимущества, но и эта задача будет непростой, считает Шарп.
— Потому что речь идет не о суперновейших самолетах в плане радара, а радар — это и мозг, и глаза самолета. И у новейших российских истребителей тоже есть средства дальнего радиуса действия, которые представляют для F-16 угрозу. F-16 не могут расстреливать российские истребители на огромной дистанции в одни ворота. И российские средства ПВО среднего и дальнего радиуса действия тоже никто не отменял. Применение F-16 должно быть частью комплексной, многовидовой, тщательно спланированной операции. Опять-таки: прорывать оборону в итоге придется сухопутным силам. Для эффективного использования авиации очень бы не помешали самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, на Западе их называют AWACS. Они с воздуха обнаруживают воздушные и наземные цели, наводят авиацию, а иногда даже наземные средства поражения. Этих самолетов у Украины нет и не предвидится. У России они есть, но крайне неудачные и устаревшие А-50.
Михайлов отмечает, что советские и российские ВВС изначально создавались именно для борьбы с западными самолетами.
— У российских самолетов есть дальнобойные ракеты, есть (правда, в ограниченном количестве) самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Очень много будет зависеть от координации и планирования на земле. Пока большинство вылетов российских ВКС — это одиночные самолеты или пары, массированных операций, к которым привыкли армии НАТО, мы не видели. Поэтому сложно сказать, смогут ли россияне реализовать свои преимущества в технических средствах.
В конце мая бывший украинский военный летчик, военный эксперт Роман Свитан рассказывал «Важным историям», что нужно для подготовки необходимого числа пилотов и как F-16 действуют в эскадрильях.